|
русский: имя-и-форма,
ум-и-тело
английский:
name-and-form,
mentality-materiality
пали: намарупа
| nāmarūpa
Данная концепция имеет до-буддийские корни. Она использовалась
в древних Упанишадах для обозначения манифестации Брахмана – недвойственной реальности, проявления Брахмана как
множественности, познаваемой органами чувств в виде
различных форм или проявлений, а также познаваемой мышлением
в виде наименований (нама)
или концепций.
Будда
позаимствовал этот термин с учётом смыслового изменения,
которое соответствовало бы его доктрине, где намарупа
становится физической и когнитивной сторонами личностного
существования. В суттах изредка попадается выражение
бахидда-намарупа
(внешняя имя-и-форма), в чём прослеживается первоначальное,
до-буддийское, значение этого термина, лишённое, однако,
монистической его стороны и обозначает просто лишь
мир, рассматриваемый в проявлениях и наименованиях.
В
учении Будды рупа
определяется как четыре великих элемента материи и
выстроенная из них форма. Форма может быть как внутренней
(тело человека), так и внешней (предметы физического
мира). Термин нама
определяется как собрание умственных факторов, участвующих
в процессе познавания: чувство, восприятие, волевое
намерение, контакт, внимание (ведана,
саннья, четана, пхасса, манасикара). Они
называются «именем» (нама),
так как участвуют в процессе познавания, посредством
которого мы выделяем и обозначаем внешние вещи и объекты
концепциями, ярлыками, обозначениями, наименованиями.
Нужно
отметить, что в суттах имя-и-форма не включает в себя
сознание (винньяна).
Сознание является условием возникновения имени-и-формы,
и они опираются друг на друга подобно двум стоящим
связкам тростника (если убрать одну связку, упадёт
и другая). Таким образом, сознание может существовать
только при наличии тела (рупа)
и собрания ментальных факторов (нама).
И наоборот, только когда есть сознание, только тогда
может быть чувствующее тело и умственные факторы,
участвующие в познавании.
Сутты
иногда говорят о «нисхождении сознания» (винньянаса
авакканти), что служит условием для возникновения
имени-и-формы. Это означает, что необходимым условием
для возникновения нового психофизического организма
(при зачатии), требуется перетекание потока сознания
из прошлого существования в новое. Иногда в суттах
встречается также и «нисхождение имени-и-формы» (намарупасса
авакканти),
что обозначает начало новой чувственной жизни, когда
поток сознания, прибыв из прошлой жизни в новую, утверждается
в новых условиях существования.
|
|