Главная > Учение > Понятия и термины > Имя-и-форма
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Имя-и-форма

русский: имя-и-форма, ум-и-тело

английский:
name-and-form, mentality-materiality

пали:
намарупа | nāmarūpa

Данная концепция имеет до-буддийские корни. Она использовалась в древних Упанишадах для обозначения манифестации Брахмана – недвойственной реальности, проявления Брахмана как множественности, познаваемой органами чувств в виде различных форм или проявлений, а также познаваемой мышлением в виде наименований (нама) или концепций.

Будда позаимствовал этот термин с учётом смыслового изменения, которое соответствовало бы его доктрине, где намарупа становится физической и когнитивной сторонами личностного существования. В суттах изредка попадается выражение бахидда-намарупа (внешняя имя-и-форма), в чём прослеживается первоначальное, до-буддийское, значение этого термина, лишённое, однако, монистической его стороны и обозначает просто лишь мир, рассматриваемый в проявлениях и наименованиях.

В учении Будды рупа определяется как четыре великих элемента материи и выстроенная из них форма. Форма может быть как внутренней (тело человека), так и внешней (предметы физического мира). Термин нама определяется как собрание умственных факторов, участвующих в процессе познавания: чувство, восприятие, волевое намерение, контакт, внимание (ведана, саннья, четана, пхасса, манасикара). Они называются «именем» (нама), так как участвуют в процессе познавания, посредством которого мы выделяем и обозначаем внешние вещи и объекты концепциями, ярлыками, обозначениями, наименованиями.

Нужно отметить, что в суттах имя-и-форма не включает в себя сознание (винньяна). Сознание является условием возникновения имени-и-формы, и они опираются друг на друга подобно двум стоящим связкам тростника (если убрать одну связку, упадёт и другая). Таким образом, сознание может существовать только при наличии тела (рупа) и собрания ментальных факторов (нама). И наоборот, только когда есть сознание, только тогда может быть чувствующее тело и умственные факторы, участвующие в познавании.

Сутты иногда говорят о «нисхождении сознания» (винньянаса авакканти), что служит условием для возникновения имени-и-формы. Это означает, что необходимым условием для возникновения нового психофизического организма (при зачатии), требуется перетекание потока сознания из прошлого существования в новое. Иногда в суттах встречается также и «нисхождение имени-и-формы» (намарупасса авакканти), что обозначает начало новой чувственной жизни, когда поток сознания, прибыв из прошлой жизни в новую, утверждается в новых условиях существования.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт