|
русский: ниббана,
нирвана, просветление, освобождение
английский:
nibbana,
nirvana, enlightenment, unbinding, release, liberation
пали: ниббана
| nibbāna
Ниббана – высшая цель буддизма.
Дословно означает «прекращение» или «угасание». Это
полное угасание жажды, злобы, невежества, что ведёт
к освобождению от всякого будущего рождения, старения,
болезней, смерти, страданий и печали.
«Угасание жажды, угасание злобы, угасание невежества:
вот что называется ниббаной» (см.
S. XXXVIII. 1)
Есть
два аспекта ниббаны:
1. Полное прекращение загрязнений ума, которое также
называется са-упади-сеса-ниббана, т.е. «ниббана
с остаточными группами существования» или просто «ниббана
с остатком». Такая ниббана происходит в момент достижения
архатства, т.е. идеальной
святости.
2. Полное угасание групп существования (пяти
совокупностей), которая также называется ан-упади-сеса-ниббана
(см. s.
It. 41, A.IV.118), т.е. «ниббана без остаточных
групп существования», то есть прекращение дальнейшей
продолжительности телесных и психических процессов
существования. Такой аспект ниббаны наступает в момент
смерти архата.
«Это, монахи, во истину покой, это наивысшее – то есть прекращение всех формаций, оставление всякой
основы для перерождения, угасание жажды, беспристрастность,
прекращение, ниббана» (см.
A. III, 32).
«Скованный жаждой, охваченный злобой, ослеплённый
невежеством, переполненный [этим], с порабощённым
умом, человек стремится к собственному несчастью,
к несчастью другого, к несчастью обоих, и он испытывает
умственную боль и печаль. Но если жажда, злоба и невежество
были отброшены, человек не стремится к собственному
несчастью, не стремится к несчастью другого, не стремится
к несчастью обоих, и он не испытывает умственной боли
и печали. Поэтому ниббана видна уже в этой самой жизни,
доступная к познанию уже сейчас, приглашающая войти
и увидеть, привлекающая и постижимая мудрецами»
(см. A.III.55).
«Как
ветер не может поколебать скалу, так и видимые формы,
звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения не могут
поколебать того, у кого нет к ним ни влечения, ни
отвращения. Обретя освобождение, его ум непоколебим»
(см. A.VI.55).
«Есть
не-рождённое, не-возникшее, не-сотворённое, не-сформированное.
Если бы не было этого не-рождённого, не-возникшего,
не-сотворённого, не-сфомированного, то нельзя было
бы различить спасение от рождённого, возникшего, сотворённого,
сформированного» (см.
Ud.VIII.3).
Для
подлинного постижения ниббаны необходимо понимать
истину безличностности (во
всех формах существования) в том числе и концептуально.
Без такого понимания практикующий неминуемо примет
ниббану за что-либо иное, за что-то такое, чем она
на самом деле не является, в соответствии со своими
материалистическими или метафизическими воззрениями.
Неправильные воззрения полагают, что существует неизменная
постоянная личность, душа, эго – которая либо уничтожается
в ниббане, либо продолжает в ней вечно существовать.
Чтобы практикующий избежал привязанности к таким ложным
взглядам, в Висуддхимагге сказано:
«Только страдания существуют – но не найти страдающего;
Поступки совершаются – но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть – но нет того, кто в неё входит;
Путь существует – но не найти того, кто по нему идёт».
●
См. более подробное объяснение
ниббаны Достопочтенным Бхиккху
Бодхи.
●
См.
также более подробное объяснение
ниббаны Достопочтенным Махаси
Саядо.
●
См.
пример описания
ниббаны самим Буддой.
|
|