Главная > Учение > Понятия и термины > Ниродха-самапатти
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Ниродха-самапатти

русский: ниродха, ниродха-самапатти, прекращение восприятия и чувствования

английский:
nirodha, cessation, cessation of perception & feeling

пали:
саннья-ведаита-ниродха, ниродха-самапатти | saññā-vedayita-nirodha

Ниродха-самапатти (саннья-ведаита ниродха – прекращение восприятия и чувствования) – высшее медитативное достижение. В этом состоянии ум и все процессы ума временно прекращаются. В суттах достижение ниббаны часто описывается двумя способами – получением трёх знаний (тевиджа) на основе 4 джханы, или посредством достижения ниродха-самапатти через последовательное прохождение по всем джханам и бесформенным сферам.

Ниродха-самапатти в суттах обозначается как наивысшее счастье – (см. Ниббана сутту, также МН 59)

В МН 31 Дост. Ануруддха говорит Будде, что не видит более приятного и более возвышенного состояния, чем ниродха-самапатти. Будда подтверждает это: «Хорошо, Ануруддха, хорошо. Нет другого приятного пребывания более возвышенного и более утончённого, нежели это». Далее монахи Кимбила и Нандия называют ниродха-самапатти «уничтожением загрязнений» (то есть, по сути, ниббаной).

Насчёт некоторых деталей в объяснении ниродхи-самапатти см. Камабха сутту


Согласно комментаторской работе 5-го века н.э. «Висуддхимагга»:
  • этого состояния могут достичь только анагамины и араханты, которые полностью развили все восемь джхан.
  • максимальный срок продолжительности этого состояния может длиться до тех пор, пока действует жизненная сила, поддерживающая тело, поэтому сказано, что перед вхождением в прекращение восприятия и чувствования медитирующему следует вначале определить, когда может закончиться жизненная сила тела, и уже после этого заранее установить срок, в течение которого он хочет находиться в этом состоянии.
  • также перед вхождением в ниродху медитирующий может сделать предварительное намерение 1) о том, чтобы его имущество не было уничтожено огнём, водой или ветром (пока длится ниродха); 2) о том, чтобы выйти из этого состояния по требованию сангхи; 3) о том, чтобы выйти из этого состояния по требованию Будды.
  • cоответственно, выход наступит в четырёх случаях: 1) если прекратилась жизненная сила тела (в самом состоянии ниродхи умереть невозможно, поэтому когда прекращается жизненная сила, практикующий автоматически выходит из ниродхи и умирает); 2) если его хочет попросить о чём-то сангха; 3) если его хочет попросить о чём-то Будда; 4) если окончился срок, который был предварительно установлен медитирующим до входа в ниродху.
  • состояние ниродха-самапатти равно состоянию ниббаны после смерти архата (XXIII, 30; 52;)
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт