Главная > Учение > Понятия и термины > Формации и формирователи
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Формации и формирователи

русский: формации, формирователи, конструкции

английский:
formations, fabrications, determinations

пали:
санкхара | sankhāra

Данный термин имеет различные оттенки значения, которые следует тщательно различать. Термин
санкхара может иметь либо активное значение (формирователи), либо пассивное (формации – то есть то, что было сформировано), либо может подразумевать оба значения сразу.

1. Санкхара выступает в качестве второго звена Зависимого Возникновения (
патичча-самуппада), и здесь она имеет активный аспект – формирователь, и означает камму, то есть благие и неблагие волевые действия (четана) тела (кайя-санкхара), речи (вачи-санкхара) или ума (читта -или- мано-санкхара). Например см. Кхаджания сутту.

Камма-формирователи могут быть трёх видов:
a) благотворные камма-формирователи (
пунньяабхисанкхара)
б) пагубные камма-формирователи (
апунньяабхисанкхара)
в) непоколебимые камма-формирователи (
аненджабхисанкхара) (например в S.XII.51; D.33)

Это троичное разделение охватывает любую каммическую активность во всех мирах существования: благотворные камма-формирователи охватывают мир чувств и мир форм, пагубные камма-формирователи охватывают только мир чувств, а «непоколебимые» охватывают только бесформенный мир.

2. Вышеупомянутые три термина (
кайя-, вачи-, читта-санкхара) иногда используются в совершенно ином, пассивном значении:

a) телесная функция, то есть вдох и выдох (см. например МН 10)
б) словесная функция, то есть осмысление и
дискурсивное рассуждение,
в) умственная функция, то есть восприятие и чувствование (см. например МН 44).

Например см. Камабху сутту.

3. Санкхара также означает 4-ую совокупность из пяти (
санкхара-кхандха), и включает в себя все «умственные формации», принадлежат ли они к «камма-образующему» сознанию, или же нет.

4. Санкхара также встречается в смысле обозначения чего-либо сформированного (
санкхата) и обусловленного вообще, и включает в себя всё в этом мире, все феномены существования. В этом значении этот термин используется в известном фрагменте: «Все формации непостоянны... подвержены страданию» (саббе санкхара аничча... дуккха). Однако в этом контексте санкхара подчинена более широкому и всеохватывающему термину дхамма (феномен, вещь). Дхамма включает в себя также и Несотворённое, Необусловленный Элемент (асанкхата-дхату), то есть Ниббану (саббе дхамма анатта, «все феномены безличны»).

5. Санкхара также иногда означает «волевое усилие», например:
– в формуле путей к силе (
иддхи-пада),
– в описании усилий к достижению париниббаны у анагаминов (см. не-возвращающийся).
– в терминах Абхидхаммы:
асанкхарика- ; сасанкхарика-читта, т.е. соответственно без усилий, то есть спонтанно, и с усилиями, то есть с побуждениями.

В западной литературе – (по крайней мере) в английской и немецкой – санкхара иногда неправильно переводится как «подсознательные тенденции» или как «подсознательные формирующие силы». Вероятно, такое толкование пришло из не-буддийской санскритской литературы, но оно неприменимо к палийскому термину санкхара. Например, в схеме Взаимозависимого Возникновения санкхара не является ни подсознательной, ни тенденцией – а означает полностью осознанное и активное каммическое волевое решение. В контексте пяти совокупностей лишь немногие умственные формации представлены как относящиеся к подсознанию, но термин санкхара ими не ограничивается и не обозначает просто лишь тенденции.

См. также лекцию Дост. Бхиккху Бодхи о санкхарах.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт