Главная > Учение > Понятия и термины > Авиха
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Основы осознанности

русский: основы осознанности, опоры внимательности

английский:
frames of reference, foundations of mindfulness

пали:
сатипаттхана | asatipatthāna

Четыре основы осознанности – это созерцание:
– тела
– чувств
– ума
– умственных феноменов

Это важнейшая буддийская практика, подробное описание которой можно найти в Махасатипаттхана сутте (ДН 22). Данная практика является незаменимым элементом в буддийском пути и в Благородном Восьмеричном Пути числится в седьмом факторе (Правильная Осознанность). Практика сатипаттхан ведёт к устранению пяти умственных помех, которые мешают вхождению в джхану. Как сказано в ДН 22 – «монах пребывает в созерцании тела, чувств, ума, объектов ума, устраняя жажду и беспокойство». После достижения джханы практика сатипаттхан становится наиболее глубокой, способной привести практикующего к прямому познанию трёх характеристик тела и ума, что, в свою очередь, ведёт к освобождающему прозрению и в перспективе – достижению конечной цели буддизма – ниббаны.

1. Созерцание тела
(кая-нупассана) включает в себя следующие упражнения:
– внимательность по отношению к вдохам и выдохам
(анапана-сати)
– внимательность по отношению к позам тела
(ирия-патха)
– рассмотрение 32 частей тела
(каягата-сати, асубха)
– анализ четырёх материальных элементов тела
(дхату-ваваттхана)
– кладбищенские медитации на трупах
(сиватхика)

2. Созерцание чувств
(ведана-нупассана) включает в себя рассмотрение всех видов телесных и умственных чувств:
– приятных телесных и умственных чувств
– неприятных телесных и умственных чувств
– ни-приятных-ни-неприятных телесных умственных чувств

3. Созерцание ума
(читта-нупассана) включает в себя рассмотрение различных состояний ума: – ума со злобой и без злобы
– ума с жаждой и без жажды
– ума с неведением и без неведения
– ума суженного или отвлечённого
– ума развитого и неразвитого
– ума ограниченного или ума непревзойдённого
– ума сосредоточенного или несосредоточенного
– ума освобождённого или неосвобождённого

4. Созерцание ментальных феноменов
(дхамма-нупассана) включает в себя созерцание и анализ:
– пяти помех
(ниварана)
– пяти совокупностей
(кхандха)
– двенадцати сфер чувств
(аятана)
– пут
(самйоджана)
– семи факторов просветления
(боджханга)
– четырёх благородных истин
(сачча)

Эти четыре типа созерцаний являются разными упражнениями, однако неправильно воспринимать сатипаттханы как просто лишь набор предметов для медитации, когда можно выбрать один из них и только его и практиковать. Четыре типа созерцаний включают в себя все пять совокупностей, и подразумевается, что осознанность в данной практике должна охватить их целиком. Поэтому, для того, чтобы осознанность стала полной, нужно практиковать все четыре типа созерцаний, а не единичное упражнение. Практика сатипаттхан начинается с рассмотрения тела, а затем охватывает и другие созерцания по мере их возникновения в формальной медитации или же повседневной жизни.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт