Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Три группы умственных загрязнений
Бхиккху Бодхи

 
редакция текста: 19.09.2016
Перевод с английского: SV

источник:
"Anguttara Nikaya by Bodhi, p. 41"

Когда мы читаем сутты, то нас может поразить упоминающийся в них обширный список умственных загрязнений. Также не очень понятным может быть то, какие роли играют разные их классификации. Чтобы прояснить этот момент, я разделил загрязнения на три категории. Это деление – моё собственное. Ни в канонических текстах, ни в комментариях вы его на найдёте. Хотя эти три группы не являются жёстко взаимоисключающими, их, однако, стоит рассмотреть.

I. Поведение

Первая группа загрязнений имеет отношение к плохому поведению. Это основополагающие стимулы неблагого поведения и неблагой каммы. Наиболее значимой является тройка трёх неблагих корней:

– жажды (страсти)
– злобы
– заблуждения

Эти три загрязнения часто упоминаются как причины телесного, словесного, умственного неблагого поведения. Они также явственно связаны с десятью проистечениями неблагих деяний (АН 10.174). Три корня иногда предстают (при рассмотрении мотивов предвзятых решений) в виде расширенного списка «четырёх неправильных курсов» (АН 4.17-20): желания, злобы, заблуждения, страха.
Сексуальное желание – загрязнение, наиболее значимое для монашествующих, что посвящают себя ведению целомудренной жизни, а потому вынуждены сдерживать и держать под контролем свои сексуальные позывы. Будда часто говорит об опасностях чувственных удовольствий и предостерегает монахов от дружбы с лицами противоположного пола (АН 5.225-226).
В монашеской общине, в которой сходятся люди с совершенно разными характерами и мнениями, на благосостояние группы начинают оказывать разрушающее влияние злоба и негодование. Поэтому Будда и его главные ученики предписывают методы рассеивания этих деструктивных эмоций (АН 5.161-162, АН 9.29-30, АН 10.79-80). Злость вкупе с враждебностью являются первой из шести причин «корней полемики», в которых Будда видел опасность для гармонии Сангхи (АН 6.36).
Поскольку монашествующих принципиально учат делиться своими обретениями – материальными благами, поддерживающими мирянами, знанием – Будда перечисляет пять видов скупости, которую нужно искоренить, так чтобы каждый в монашеской общине смог достичь развития своего потенциала (АН 5.115, АН 5.224). Миряне также получают наставление пребывать дома «с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радоваться оставлению, быть преданным благотворительности, дарению и разделению» (АН 6.10).

II. Медитация

Вторая группа загрязнений в этой тройственной схеме относится к помехам в медитации. Два самых базовых загрязнения этой группы весьма просты: это обычная лень и сопротивление к тому, чтобы «побуждать усердие к обретению ещё-не-достигнутого, к для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого» (АН 8.80).
Когда медитирующий преодолевает лень и настраивается на медитацию, он далее, скорее всего, столкнётся с так называемыми «пятью помехами». Они названы так потому, что являются «препятствиями, помехами, преградами ума, состояниями, что ослабляют мудрость». Они даже не позволяют человеку видеть его собственное благо и благо для других (АН 5.51). Будда называет их «целой кучей неблагого» (АН 5.52) и сравнивает с загрязняющими примесями в золоте (АН 5.23) и нечистотами в чаше с водой (АН 5.193). Несколько серий сутт в самом начале Ангуттара Никаи объясняют спусковые механизмы, приводящие к активизации каждой из этих пяти помех, а также предлагают наиболее эффективные техники созерцания для их преодоления (АН 1.11-20).
В Ангуттаре упоминаются и другие совокупности загрязнений, препятствующих медитативной практике. Сюда входят три вида неблагих мыслей (АН 4.11), пять видов умственного бесплодия (АН 5.205), пять умственных подневольностей (АН 5.206). Все они так или иначе связаны с пятью помехами. Все эти загрязнения преодолеваются опытным путём посредством успешной практики медитации успокоения, которая достигает высшей точки в самадхи, умственной собранности, или, сосредоточении.

III. Круговерть перерождений

В третью группу входят наиболее глубокие и укоренённые загрязнения. Это загрязнения, находящиеся в самой основе потока сознания. Они поддерживают привязанность к циклу перерождений.
Такие загрязнения лежат сокрытыми даже тогда, когда медитирующий достигает утончённых состояний медитативного сосредоточения. Их можно устранить только развитием мудрости, прозрением, которое проникает глубоко в истину Дхаммы.
Согласно палийским Комментариям, они полностью искореняются только «сверхмирским» путём (локуттара-магга), то есть, состояниями сознания, которые пробивают барьеры обусловленной реальности и проникают в необусловленную ниббану.
Самыми базовыми из этих фундаментальных загрязнений являются так называемые «асавы», которые не очень точно можно перевести словом «пятна». К ним относятся (АН 6.63):

– жажда к чувственным удовольствиям,
– жажда к существованию,
– невежество

Эти «асавы» искореняются целиком только при достижении арахантства. Поэтому плод арахантства описывается как «незапятнанное освобождение ума, освобождение мудростью, достигаемое уничтожением пятен».
К другим группам фундаментальных загрязнений относятся четыре узы (АН 4.10), которые сходны с асавами, но дополняются узой воззрений. Также здесь можно упомянуть семь скрытых склонностей (АН 7.11-12) и десять пут, частичное устранение которых происходит при достижении того или иного уровня пробуждения (АН 10.13).
Три неблагих корня – жажда, злоба, заблуждение – также действуют на этом фундаментальном уровне. Их также следует искоренить, чтобы достичь освобождения.
На все эти загрязнения влияют невежество и жажда к существованию, которые и движут процессом сансары, направляя живое существо от одного рождения к следующему (АН 3.76-77). Таким образом окончательное освобождение зависит от уничтожения невежества и жажды, что происходит за счёт сверхмирской мудрости, которая позволяет видеть Четыре Благородных Истины на самом глубинном уровне.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.