Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Внимательность в раннем буддизме
Цэ-Фу Куан

 
редакция перевода: 01.11.2009
Перевод с английского: SV

это отрывок из третьей главы данной книги "Внимательность в раннем буддизме" Цэ-Фу Куана

источник:
www.dharmadana.wordpress.com

2.2.1 Сати и нимитта джхан

Как и упоминалось выше, в Чулаведалла сутте четыре сатипаттханы называются «нимитты сосредоточения (самадхи)». В Сангити сутте (ДН 3, 226), самадхи-нимитта описывается несколькими терминами: аттхика-саннья (созерцание скелета), пулавака-саннья (созерцание червивого трупа), винилака-саннья (созерцание синего трупа), виччхиддака-саннья (созерцание трупа с дырами), уддхуматака-саннья (созерцание раздутого трупа). Созерцание трупа на различных стадиях разложения включено в Сатипаттхана сутту, которая посвящена внимательности. Даже некоторые из вышеупомянутых терминов присутствуют в этой сутте - аттхика, винилака, уддхуматака. Во второй главе говорилось, что такие созерцания относятся к функциям внимательности, т.е. это намеренное формирование восприятий (саннья). Таким образом вышеупомянутые санньи относятся к практике внимательности, поэтому этот фрагмент Сангити сутты означает, что внимательность - это нимитта сосредоточения.

Здесь нимитту можно перевести как «знак» или «объект», поскольку объект внимательности также является объектом сосредоточения. Или же можно перевести это как «причина». Как толкует комментарий, с помощью этих саннья можно достичь самадхи. Это означает, что эти созерцания служат в качестве источника или базы для сосредоточения. Строфа в Висуддхимагге говорит, что десять асубха, которые относятся к созерцанию трупа на различных стадиях разложения, обозначаются Буддой «причинами для той и этой джханы». Нужно отметить, что, согласно Висуддхимагге, эта практика может привести только к достижению первой джханы, но не второй и последующих. Вероятно эта идея основывается на Абхидхамме, поскольку Дхаммасангани (§§ 263-264) упоминает только первую джхану при описании асубхаджханы, которая относится к десяти асубха.
Восьмая сутта в Сатипаттхана Саньютте утверждает, что когда глупый монах созерцает тело как тело (чувства, ум, дхаммы), его ум не становится сосредоточенным, его загрязнения (упаккилеса) не отбрасываются, он не ухватывает этот знак (нимитта), и потому он не может достичь ни приятных пребываний в этой самой жизни, ни внимательности и полной осознанности, поскольку не ухватывает знак своего собственного ума. Мудрый монах напротив, обретает приятное пребывание в этой самой жизни и внимательность и полную осознанность, поскольку он ухватывает знак своего собственного ума. Поскольку «приятное пребывание в этой самой жизни» означает четыре джханы, вышеупомянутое означает, что практика четырёх сатипаттхан может привести к достижению джхан. Таким образом «внимательность и полная осознанность» здесь должна также относиться к состоянию осознанности, наличествующему в джхане, нежели к внимательности и полной осознанности как к подготовительному этапу джхан. Ключ к достижению джхан - это схватывание нимитты собственного ума. Что означает «схватывание нимитты собственного ума?» Это кажется загадкой, а в самой сутте этому нет объяснения. Но на эту проблему может пролить некоторый свет Упаккилеса сутта из Маджхима Никаи.
В этой сутте Будда спрашивает Ануруддху, достиг ли он и его друзья-монахи приятного пребывания, отличительной особенностью которого является знание и видение, достойное учеников благородных и превосходящее человеческое состояние. В Чулагосинга сутте Маджхима Никаи, также в контексте беседы Будды с Ануруддхой, термин «приятное пребывание, отличительной особенностью которого является знание и видение, достойное учеников благородных и превосходит человеческое состояние» (uttarim manussadhamma alamariyananadassanaviseso phasuviharo) означает любое из девяти медитативных достижений, начиная от первой джханы и вплоть до прекращения восприятия и чувствования. В Упаккилеса сутте, однако, приятное пребывание характеризуется постижением сияния и видением форм (рупа), и это может относиться только к четырём джханам, поскольку более высокие медитативные достижения демонтируют восприятия форм (рупасаннья) согласно Никаям.
В ответ на вышеупомянутый вопрос Будды, Ануруддха отвечает - «Мы постигаем (санджанама) сияние и видение форм. Но вскоре сияние и видение форм исчезает, и мы не можем овладеть этой нимиттой». Слово «нимитта» может означать либо причину, либо знак. Выбрав первое значение этого слова, Дост. Ньянамоли и Дост. Бодхи переводят: «Вскоре после этого свет и видение форм исчезают, но мы не нашли причину этому (tan ca nimittam na pativijjhama)». Однако китайский перевод этого текста в Мадхьяма Агаме трактует нимитту как «знак». В китайской версии нет слов, эквивалентных «tan ca nimittam na pativijjhama», но подобное выражение приписывается Будде: «Вы (во множ. числе) не овладели этим знаком». Более того, далее в этом тексте повторяются два этих термина: рупа-нимитта («знак форм») и обхаса-нимитта («знак сияния»). Соответственно, нимитта здесь должна означать «знак», который относится к сиянию и видению форм как к объектам сосредоточения.
Вслед за ответом Ануруддхи, Будда говорит, что до того, как он сам стал просветлённым, у него был точно такой же опыт. Он понял, что когда загрязнения ума (читтасса упаккилеса), такие как сомнение и т.д. возникали в нём, его сосредоточение спадало, и когда сосредоточение спадало, сияние и видение форм исчезало. Это описание поразительно схоже с вышеупомянутой фразой в восьмой сутте Сатипаттхана Саньютты: «его ум не становится сосредоточенным, его загрязнения (упаккилеса) не отбрасываются, он не ухватывает этот знак (нимитта)». Оба случая указывают, что сосредоточение, отбрасывание загрязнений и схватывание знака (или постижение сияния и видения форм) происходят синхронно или взаимозависимо.
Улавливание знака, или сияния и видения форм, крайне важно для достижения «приятного пребывания», которое относится к четырём джханам в Упаккилеса сутте. Вместе с вышеуказанным это означает, что схватывание знака собственного ума крайне важно для достижения «приятных пребываний в этой самой жизни», то есть четырёх джхан.
В восьмой сутте метод, который используется для достижения четырёх джхан - это четыре сатипаттханы. Как указывает Такей, в четырёх Никаях и четырёх Агамах содержится более 40 сутт, в которых Ануруддха проповедует или ведёт диалог: в более чем 80% из них, он либо практикует четыре сатипаттханы сам, либо призывает к такой практике других. Поскольку Ануруддха насколько полно посвящает себя практике четырёх сатипаттхан, можно сделать вывод, что в Упаккилеса сутте медитативные состояния, называемые «приятными пребываниями», которых он достигает, осуществляются также за счёт четырёх сатипаттхан. Кроме того, в суттах 12, 13, 14, 22, 23, 24 в Ануруддха Саньютте, Ануруддха заявляет, что через практику четырёх сатипаттхан он обретает три знания (видджа) и три других достижения, которые составляют шесть известных сверхъестественных знаний (абхинна), которые описываются в Никаях. Согласно Никаям, эти особые качества основываются на достижении четвёртой джханы. Поэтому, скорее всего, практика четырёх сатипаттхан Ануруддхи привела к джханам.
«Знак» (нимитта) в вышеуказанных двух текстах - это то, что, судя по всему, в более поздней буддийской литературе называется «дублицирующим знаком». Согласно Висуддхимагге, при практике медитации достижения джхан, последовательно появляются два «знака»в качестве объекта медитации: «обретённый знак» (уггаха-нимитта) и «дублицирующий знак» (патибхага-нимитта). Они описываются в соответствии с описанием практики касины земли, глиняного диска для медитации (см. Висуддхимагга, стр. 125-126). Гетхин поясняет этот текст так: «Тогда как обретённый знак - это умственная визуализация физического объекта в точности таким, каким он видится - дублицирующий знак - это чистый концептуальный образ без каких-либо погрешностей и дефектов».
Хотя термин «дублицирующий знак» не встречается в ранних буддийских писаниях, эта концепция, должно быть, существовала уже в очень ранние времена и, кажется, достаточно хорошо вписывается в контекст Упаккилеса сутты и сутты номер восемь из Сатипаттхана Саньютты, что обсуждались выше. Казинс говорит, что наиболее ярким свидетельством древности этой концепции является Упаккилеса сутта. Я проясню эту точку зрения. В тексте «знак», который относится к сиянию и видению форм, может быть предшественником [термина] «дублицирующий знак». В сутте номер восемь и в соответствующем фрагменте Висуддхимагги прослеживается аналогия: «Когда он делает так, то постепенно помехи отступают, загрязнения затихают и ум становится сосредоточенным в сосредоточении доступа, и появляется дублицирующий знак».
Этот фрагмент «загрязнения затихают и ум становится сосредоточенным в сосредоточении доступа, и появляется дублицирующий знак» соответствует «его ум становится сосредоточенным, его помехи отбрасываются, он ухватывает этот знак», как в случае с мудрым монахом, указанным в сутте номер восемь. Таким образом «схватывание этого знака» может означать схватывание дублицирующего знака. Появление дублицирующего знака крайне значимо для достижения джхан, поскольку он означает сосредоточение доступа и также сосредоточение поглощённости (аппана), т.е. качество джханы. Согласно Висуддхимагге, дублицирующий знак рождён санньей, и не может быть воспринят глазом. Ответ Ануруддхи «мы постигаем (санджанама) сияние и видение форм», что приводился выше в тексте, также означает, что этот знак рождён восприятием (саннья).
Это значит, что такой объект создаётся только в чьём-либо уме, и не связан с внешним объектом, который изначально брался в качестве предмета для медитации. Другими словами, это не может быть «обретённым знаком». Такое состояние ума свободно от его повседневной работы с объектами пяти чувств. Соответственно, мы можем трактовать этот отрывок так: «Когда мудрый монах созерцает тело как тело (чувства, т.д.), если он схватывает объект медитации, который создан восприятием (саннья) в своём собственном уме и преодолевает объект внешний, по отношению к уму, то он разбивает зависимость от объектов пяти чувств, и таким образом, покидает «сферу чувственных желаний» (камадхату) и переходит в «сферу форм» (рупадхату), т.е. входит в джхану.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.