Как
и упоминалось выше, в Чулаведалла сутте четыре сатипаттханы называются
«нимитты сосредоточения (самадхи)». В Сангити сутте (ДН 3, 226),
самадхи-нимитта описывается несколькими терминами: аттхика-саннья
(созерцание скелета), пулавака-саннья (созерцание червивого трупа),
винилака-саннья (созерцание синего трупа), виччхиддака-саннья
(созерцание трупа с дырами), уддхуматака-саннья (созерцание раздутого
трупа). Созерцание трупа на различных стадиях разложения включено в
Сатипаттхана сутту, которая посвящена внимательности. Даже некоторые
из вышеупомянутых терминов присутствуют в этой сутте - аттхика, винилака,
уддхуматака. Во второй главе говорилось, что такие созерцания относятся
к функциям внимательности, т.е. это намеренное формирование восприятий
(саннья). Таким образом вышеупомянутые санньи относятся
к практике внимательности, поэтому этот фрагмент Сангити сутты означает,
что внимательность - это нимитта сосредоточения.
Здесь нимитту
можно перевести как «знак» или «объект», поскольку объект внимательности
также является объектом сосредоточения. Или же можно перевести это
как «причина». Как толкует комментарий, с помощью этих саннья
можно достичь самадхи. Это означает, что эти созерцания служат в качестве
источника или базы для сосредоточения. Строфа в Висуддхимагге говорит,
что десять асубха, которые относятся к созерцанию трупа на различных
стадиях разложения, обозначаются Буддой «причинами для той и этой
джханы». Нужно отметить, что, согласно Висуддхимагге, эта практика
может привести только к достижению первой джханы, но не второй и последующих.
Вероятно эта идея основывается на Абхидхамме, поскольку Дхаммасангани
(§§ 263-264) упоминает только первую джхану при описании асубхаджханы,
которая относится к десяти асубха.
Восьмая сутта
в Сатипаттхана Саньютте утверждает, что когда глупый монах созерцает
тело как тело (чувства, ум, дхаммы), его ум не становится сосредоточенным,
его загрязнения (упаккилеса) не отбрасываются, он не ухватывает
этот знак (нимитта), и потому он не может достичь ни приятных
пребываний в этой самой жизни, ни внимательности и полной осознанности,
поскольку не ухватывает знак своего собственного ума. Мудрый монах
напротив, обретает приятное пребывание в этой самой жизни и внимательность
и полную осознанность, поскольку он ухватывает знак своего собственного
ума. Поскольку «приятное пребывание в этой самой жизни» означает четыре
джханы, вышеупомянутое означает, что практика четырёх сатипаттхан
может привести к достижению джхан. Таким образом «внимательность и
полная осознанность» здесь должна также относиться к состоянию осознанности,
наличествующему в джхане, нежели к внимательности и полной осознанности
как к подготовительному этапу джхан. Ключ к достижению джхан - это
схватывание нимитты собственного ума. Что означает «схватывание нимитты
собственного ума?» Это кажется загадкой, а в самой сутте этому нет
объяснения. Но на эту проблему может пролить некоторый свет Упаккилеса
сутта из Маджхима Никаи.
В этой сутте Будда
спрашивает Ануруддху, достиг ли он и его друзья-монахи приятного пребывания,
отличительной особенностью которого является знание и видение, достойное
учеников благородных и превосходящее человеческое состояние. В Чулагосинга
сутте Маджхима Никаи, также в контексте беседы Будды с Ануруддхой,
термин «приятное пребывание, отличительной особенностью которого является
знание и видение, достойное учеников благородных и превосходит человеческое
состояние» (uttarim manussadhamma alamariyananadassanaviseso phasuviharo)
означает любое из девяти медитативных достижений, начиная от первой
джханы и вплоть до прекращения восприятия и чувствования. В Упаккилеса
сутте, однако, приятное пребывание характеризуется постижением сияния
и видением форм (рупа), и это может относиться только к четырём
джханам, поскольку более высокие медитативные достижения демонтируют
восприятия форм (рупасаннья) согласно Никаям.
В ответ на вышеупомянутый
вопрос Будды, Ануруддха отвечает - «Мы постигаем (санджанама)
сияние и видение форм. Но вскоре сияние и видение форм исчезает, и
мы не можем овладеть этой нимиттой». Слово «нимитта» может означать
либо причину, либо знак. Выбрав первое значение этого слова, Дост.
Ньянамоли и Дост.
Бодхи переводят: «Вскоре после этого свет и видение форм исчезают,
но мы не нашли причину этому (tan ca nimittam na pativijjhama)».
Однако китайский перевод этого текста в Мадхьяма Агаме трактует нимитту
как «знак». В китайской версии нет слов, эквивалентных «tan ca
nimittam na pativijjhama», но подобное выражение приписывается
Будде: «Вы (во множ. числе) не овладели этим знаком». Более того,
далее в этом тексте повторяются два этих термина: рупа-нимитта
(«знак форм») и обхаса-нимитта («знак сияния»). Соответственно,
нимитта здесь должна означать «знак», который относится к сиянию и
видению форм как к объектам сосредоточения.
Вслед за ответом
Ануруддхи, Будда говорит, что до того, как он сам стал просветлённым,
у него был точно такой же опыт. Он понял, что когда загрязнения ума
(читтасса упаккилеса), такие как сомнение и т.д. возникали
в нём, его сосредоточение спадало, и когда сосредоточение спадало,
сияние и видение форм исчезало. Это описание поразительно схоже с
вышеупомянутой фразой в восьмой сутте Сатипаттхана Саньютты: «его
ум не становится сосредоточенным, его загрязнения (упаккилеса)
не отбрасываются, он не ухватывает этот знак (нимитта)». Оба
случая указывают, что сосредоточение, отбрасывание загрязнений и схватывание
знака (или постижение сияния и видения форм) происходят синхронно
или взаимозависимо.
Улавливание знака,
или сияния и видения форм, крайне важно для достижения «приятного
пребывания», которое относится к четырём джханам в Упаккилеса сутте.
Вместе с вышеуказанным это означает, что схватывание знака собственного
ума крайне важно для достижения «приятных пребываний в этой самой
жизни», то есть четырёх джхан.
В восьмой сутте
метод, который используется для достижения четырёх джхан - это четыре
сатипаттханы. Как указывает Такей, в четырёх Никаях и четырёх Агамах
содержится более 40 сутт, в которых Ануруддха проповедует или ведёт
диалог: в более чем 80% из них, он либо практикует четыре сатипаттханы
сам, либо призывает к такой практике других. Поскольку Ануруддха насколько
полно посвящает себя практике четырёх сатипаттхан, можно сделать вывод,
что в Упаккилеса сутте медитативные состояния, называемые «приятными
пребываниями», которых он достигает, осуществляются также за счёт
четырёх сатипаттхан. Кроме того, в суттах 12, 13, 14, 22, 23, 24 в
Ануруддха Саньютте, Ануруддха заявляет, что через практику четырёх
сатипаттхан он обретает три знания (видджа) и три других достижения,
которые составляют шесть известных сверхъестественных знаний (абхинна),
которые описываются в Никаях. Согласно Никаям, эти особые качества
основываются на достижении четвёртой джханы. Поэтому, скорее всего,
практика четырёх сатипаттхан Ануруддхи привела к джханам.
«Знак» (нимитта)
в вышеуказанных двух текстах - это то, что, судя по всему, в более
поздней буддийской литературе называется «дублицирующим знаком». Согласно
Висуддхимагге, при практике медитации достижения джхан, последовательно
появляются два «знака»в качестве объекта медитации: «обретённый знак»
(уггаха-нимитта) и «дублицирующий знак» (патибхага-нимитта).
Они описываются в соответствии с описанием практики касины земли,
глиняного диска для медитации (см. Висуддхимагга, стр. 125-126). Гетхин
поясняет этот текст так: «Тогда как обретённый знак - это умственная
визуализация физического объекта в точности таким, каким он видится
- дублицирующий знак - это чистый концептуальный образ без каких-либо
погрешностей и дефектов».
Хотя термин «дублицирующий
знак» не встречается в ранних буддийских писаниях, эта концепция,
должно быть, существовала уже в очень ранние времена и, кажется, достаточно
хорошо вписывается в контекст Упаккилеса сутты и сутты номер восемь
из Сатипаттхана Саньютты, что обсуждались выше. Казинс говорит, что
наиболее ярким свидетельством древности этой концепции является Упаккилеса
сутта. Я проясню эту точку зрения. В тексте «знак», который относится
к сиянию и видению форм, может быть предшественником [термина] «дублицирующий
знак». В сутте номер восемь и в соответствующем фрагменте Висуддхимагги
прослеживается аналогия: «Когда он делает так, то постепенно помехи
отступают, загрязнения затихают и ум становится сосредоточенным в
сосредоточении доступа, и появляется дублицирующий знак».
Этот фрагмент
«загрязнения затихают и ум становится сосредоточенным в сосредоточении
доступа, и появляется дублицирующий знак» соответствует «его ум становится
сосредоточенным, его помехи отбрасываются, он ухватывает этот знак»,
как в случае с мудрым монахом, указанным в сутте номер восемь. Таким
образом «схватывание этого знака» может означать схватывание дублицирующего
знака. Появление дублицирующего знака крайне значимо для достижения
джхан, поскольку он означает сосредоточение доступа и также сосредоточение
поглощённости (аппана), т.е. качество джханы. Согласно Висуддхимагге,
дублицирующий знак рождён санньей, и не может быть воспринят
глазом. Ответ Ануруддхи «мы постигаем (санджанама) сияние и
видение форм», что приводился выше в тексте, также означает, что этот
знак рождён восприятием (саннья).
Это значит, что
такой объект создаётся только в чьём-либо уме, и не связан с внешним
объектом, который изначально брался в качестве предмета для медитации.
Другими словами, это не может быть «обретённым знаком». Такое состояние
ума свободно от его повседневной работы с объектами пяти чувств. Соответственно,
мы можем трактовать этот отрывок так: «Когда мудрый монах созерцает
тело как тело (чувства, т.д.), если он схватывает объект медитации,
который создан восприятием (саннья) в своём собственном уме
и преодолевает объект внешний, по отношению к уму, то он разбивает
зависимость от объектов пяти чувств, и таким образом, покидает «сферу
чувственных желаний» (камадхату) и переходит в «сферу форм»
(рупадхату), т.е. входит в джхану.