Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Подлинность ранних буддийских текстов
Брахмали, Суджато

:: 2 ::

 
редакция перевода: 13.01.2020
Перевод с английского: SV

источник:
The Authenticity of the Early Buddhist Texts
www.ocbs.org

Глава 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНТЕКСТ

2.1. КОНТАКТ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ

К
роме как в РБТ ни в каких других текстах Будда не проводит частых бесед с не-буддистами.

В РБТ часто изображают Будду и его учеников, беседующих с представителями других религий, а также со скептиками1. Это разительно отличается от прочей буддийской литературы, в которой практически повсеместно буддисты беседуют с другими буддистами. Эта разница имеет смысл, если учитывать то, что РБТ по большей части проистекают из жизни основателя, одной из задач которого было убедить других вступить на его путь.


2.2. ДЖАЙНИЗМ

Между джайнизмом и буддизмом имеются существенные сходства, что помещает эти две религии в один и тот же исторический период.


В буддийских текстах Будда изображён современником Махавиры, учителя джайнов (МН 56/МА 133, МН 104.2/МА 196/Т 85, ДН 2). Джайнская традиция указывает сроки жизни Махавиры — 599-527 г. до н.э. [5, 130], что примерно согласуется с традиционной тхеравадинской датировкой жизни Будды. Хотя эти даты исторически неточны, это означает, что джайнские и буддийские тексты указывают на то, что их учителя жили в один и тот же до-маурьевский период [2, 179] [5, 130-144].
Более того, согласно Норману [4, 264-270] [6, 1-17], РБТ и джайнская литература имеют ряд сходств, и, хотя язык существующей джайнской литературы происходит из более позднего периода [2, 179], это предположительно говорит о том, что две литературные традиции имеют корни примерно в одном периоде2. Сходства следующие:

1. Критика жертвоприношений животными в брахманизме [1, 181];
2. Некоторые идеи насчёт кармы, противостоящие брахманистским воззрениям [1, 34, 44, 45-59];
3. Важность щедрости [6, 2];
4. Социальное наслоение: варна кхаттиев считалась более высокой, нежели брахманов [6, 1-2];
5. Паччека-будды: в том числе некоторые с одинаковыми именами [3, 233-248] [6, 12-14];
6. Идея последовательности живших в прошлом «прокладывателей брода» (титтхакара), то есть, основателей соответствующей религии [1, 45-46];
7. Одни и те же истории: Паяси сутта (ДН 23/ДА 7/МА 71/Т 45) [7, 569];
8. Одни и те же метафоры [6, 15-16];
9. Словарь: у двух религий большой общий религиозный словарь, включая эпитеты для религиозных лидеров [6, 8-11], а также и общая религиозная терминология [1, 55-58] [6, 5-8];
10. Общие стихи и стихотворные строки [2, 179, 183] [6, 15-16];
11. Стилистические параллели: использование одного и того же ритма в создании стихов [6, 15].

Ранние джайнские тексты часто используют одно и то же имя для Махавиры, что и РБТ — то есть, Ньяпутта/Ньясуя, что соответствует палийскому Натапутта [2, 179-180]. Доктрина четырёх сдержанностей упоминается и в РБТ и в ранних джайнских сутрах как доктрина джайнов [2, 181]. Основные учения о нравственности в РБТ и ранних джайнских сутрах похожи, особенно идеи о не-убийстве, не-воровстве, не-лжи, не-потаканию чувственным удовольствиям [2, 181-183].


Литература

[1] Gombrich, Richard. What the Buddha Thought. Oxford Centre for Buddhist Studies monographs. Equinox, 2009.
[2] Mette, Adelheid. “The synchronism of the Buddha and the Jina Mahavira and the problem of chronology in early Jainism”. In: When Did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha. Bibliotheca Indo-Buddhica. Sri Satguru, 1995.
[3] Norman, K.R. Collected Papers II. The Pali Text Society, 1991.
[4] Norman, K.R. Collected Papers IV. The Pali Text Society, 1993.
[5] Norman, K.R. Collected Papers VII. The Pali Text Society, 2001.
[6] Norman, K.R. Collected Papers VIII. The Pali Text Society, 2007.
[7] Pande, G.C. Studies In The Origins Of Buddhism. Motilal Banarsidass, 1995.

2.3. БРАХМАНИЗМ

РБТ изображают брахманизм в том виде, в котором он существовал в 5 веке до н.э. Брахманизм этого периода разительно отличается от его ранних и более поздних форм.

Ряд фактов в отношении РБТ позволяют нам поместить их во время vis-a-vis брахманических текстов. РБТ (МН 91.2 и СА 255) ссылаются только на три Веды, но не на четвёртую, ставшую стандартом в последующие годы [8, 166, 213]3. РБТ также неизвестны Махабхарата и Рамаяна, которые появились позже [1, 95], [8, 183], [5, 1]. РБТ изображают неуверенность и вопрошание среди брахманов4, что весьма характерно для ранних, до-буддийских Упанишад. И хотя РБТ в курсе идей Упанишад5, они используют название «Упанишады» лишь единожды и как обозначение брахманских кланов, а не текстов6.
РБТ ничего не знают о Панини, который жил не позже середины 4 века до нашей эры [2, 268]. Это можно понять, исходя из факта о том, что РБТ часто упоминают грамматику как древнюю традицию, а не как современную инновацию (например в МН 91.2).
РБТ также изображают многих божеств и практики, которых нет ни в древних Ведах, ни в позднем индуизме. Более того, они не упоминают многочисленные практики, типичные для поздней брахманской традиции, такие как поклонение Шива-лингаму [8, 166] и божествам, таким как Кришна, Ганеша, Кали, Сканда.

Литература

[1] Bronkhorst, Johannes. Greater Magadha: studies in the culture of early India. Brill, 2007.
[2] Cardona, G. Panini: A Survey of Research. Motilal Banarsidass, 1998.
[3] Gombrich, Richard. What the Buddha Thought. Oxford Centre for Buddhist Studies monographs. Equinox, 2009.
[4] Jayatilleke, K.N. Early Buddhist Theory of Knowledge. Buddhist traditions. Motilal Banarsidass, 1998.
[5] Murthy, S.S.N. “A note on the Ramayana”. In: Electronic Jonrnal of Vedic Studies 10 (2003). URL: http://www.ejvs.laurasianacademy.com/ejvs1006/ ejvs1006article.pdf.
[6] Norman, K.R. Collected Papers II. The Pali Text Society, 1991.
[7] Radhakrishnan. S., trans. The principal Upani?ads. Muirhead library of philosophy. Allen & Unwin, 1953. URL: http : / / books . google . com . au / books?id=IxEPAQAAIAAJ.
[8] Rhys Davids, T.W. Buddhist India. Putnam, 1903. URL: http://fsnow.com/ text/buddhist-india/.
[9] Wynne, Alexander. Review of Bronkhorst, Johannes, “Greater Magadha: Studies in the Culture of Early India”. July 2011. UR: http://www.h-net.org/reviews/ showrev.php?id=31537.
[10] Wynne, Alexander. “The atman and its negation: A conceptual and chronological analysis of early Buddhist thought”. In: Journal of the International Association of Buddhist Studies 33.1–2 (2010), pp. 103–171. UR: http://archiv. ub.uni-heidelberg.de/ojs/index.php/jiabs/article/view/9279/3140.

2.4. ЕДИНСТВО БУДДИЗМА

Отдельные буддийские школы, которые, вероятно, начали появляться во времена царя Ашоки, не упоминаются в РБТ.


Хотя в РБТ часто упоминаются разногласия в Сангхе, едва ли там можно найти намёки на то, что буддизм был разделён между отдельными группами. Единственным исключением является инцидент в Косамби (Вин I 337-342, Вин I 353-354; также МН 48, МН 128) и более серьёзный раскол в Сангхе, созданный Девадаттой (Вин II 184-203, АН 5.100). Однако нет никакой связи между этим расколом и последующим появлением буддийских школ.
Впервые разделение на школы упоминается в литературе посташоковского периода, такой, как Катхаваттху. Это совпадает с общим консенсусом учёных, что формирование школ в буддизме произошло в посташоковскую эру, за возможным исключением раскола с Махасангхиками, который случился до Ашоки [1, 517-520] [2]. Это опять-таки указывает на то, что РБТ были по большей части завершены ещё до Ашоки7.

Литература

[1] Lamotte, Etienne. History of Indian Buddhism: From the Origins to the Saka Era. Publications de l’Institut orientaliste de Louvain. Universite catholique de Louvain, Institut orientaliste, 1988.
[2] Sujato, Bhikkhu. Sects & Sectarianism. Santipada, 2007. URL: http://santifm. org/santipada/2010/sects-sectarianism/.



      (далее)

страница 2 / 7



1 См. M 56/MA 133, MH 57, MH 71, MH 72/СА 962/СА2 196/П 5595, МН 73/СА 964/СА2 198/T 1428, MН 74/СА 969/СА2 203/T 200/T 1509/T 1545, MН 75/MА 153, MН 76, MН 77/ MА 207, MН 78/MА 179, MН 79/MА 208, MН 80/MА 209/T 90, MН 91/MА 161/T 76, MН 92/ EА 49.6/T 1428, MН 93/MА 151/T 71, MН 94, MН 95, MН 96/MА 150, MН 97/MА 27, MН 98, MН 99/MА 152, MН 100.

2 Некоторые из этих схожестей можно объяснить тем, что одна традиция заимствовала идеи из другой. Гомбрич предполагает, что на буддизм оказал влияние джайнизм [1, 45-59].

3 Четвёртая Веда, атхаббана, упоминается в Тивутака сутте (Снп 927) как запрещённая область знаний, однако не связывается с Ведами.

4 Например, ДН 3/ДА 20/T 20/П 1030/П 1035, ДН 4/ДА 22, ДН 5/ДА 23, ДН 6, ДН 10, ДН 12/ ДА 29, ДН 13/ДА 26, ДН 27/ДА 5/T 10/МА 154/ЕА 40.1 и МН 4/ЕА 31.1, МН 7.19–22/ МА 93/T 51/ЕА 13.5/T 582, МН 27, МН 41/СА 1042/СА 1043, МН 42/СА 1042/СА 1043, МН 60, МН 82.2/МА 132/T 68/T 69, МН 91/МА 161/T 76, МН 92/ЕА 49.6/T 1428, МН 93/ МА 151/T 71, МН 94, МН 95, МН 96/МА 150, МН 98, МН 99/МА 152, МН 100, МН 107/ МА 144/T 70, МН 108/МА 145, МН 135/МА 170/T 78–81/T 755/П 1005/П 1006, МН 150/ СА 280, МН 152.2/СА 282.

5 (a) Есохам асми, например в СН 22:59 и МН 22.15; Брихадараньяка Упанишада 1.3.28, 1.4.1, 5.15.1, 6.3.6 [7]; (b) со атта со локо; например в СН 22:81 и МН 22.15; Брихадараньяка Упанишада 1.2.7, 1.4.15, 1.4.16, 1.5.17, 2.5.15, 4.4.13, 4.5.7 [6, 200–204] [7]. См. Также o Gombrich’s What the Buddha Thought [3] и Wynne [10, 132–138].

6 ДН 13.10 — аддхария брахмана титтирия брахмана чандока брахмана бавхаридджха брахмана — Джятиллеке соотносит их с Айтареей, Майттирией, Чандогьей, и Брихадараньякой, Early Buddhist Theory of Knowledge [4, § 820]. В своей книге Greater Magadha Бронкхорст спорит, что даже ранние Упанишады возникли после времени жизни Будды [1]. Однако эта точка зрения оспаривается и мы не считаем её надёжной [9].

7 Cм. Также раздел 6.4.1 на тему отсутствия идей отдельных школ в РБТ.




.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.