Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Семь факторов просветления
Пийя Тан

 
редакция перевода: 21.05.2013
Перевод с английского: SV

источник:
www.dharmafarer.org

Два контекста

Известная буддийская схема трёхчастной практики состоит из нравственности (сила сиккха), умственного сосредоточения (самадхи сиккха) и мудрости (паннья сиккха). Тхеравадинские и Сарвастивадинские сутты включают осознанность, т.е. четыре основы осознанности (сатипаттхана) в раздел сосредоточения, но ни в одном из случаев не включают её в раздел мудрости.
Как объясняет Аджан Суджато:

«Однако, есть один важный контекст, где осознанность стоит прямо перед фактором мудрости, а не сосредоточения. Этот контекст – семь факторов просветления:

1. осознанность
2. исследование дхамм
3. усердие
4. восторг
5. безмятежность
6. сосредоточение
7. невозмутимость

Можно отметить очевидный факт, что хотя осознанность стоит прямо перед исследованием дхамм, оба эти фактора в итоге поддерживают широкий спектр качеств саматхи, которые составляют значительную часть факторов просветления. Можно задаться вопросом о том, почему фактор мудрости идёт вначале, а не в конце, как это обычно бывает. Ответ заключается в двусмысленном использовании осознанности и исследования дхамм в этом контексте.
Факторы просветления иногда предстают в контексте учения, а иногда – в контексте медитации. Осознанность и исследование дхамм – единственные факторы, определение которых меняется в этих двух контекстах. В контексте учения мы видим, как монах слышит учения, затем запоминает и удерживает их в памяти благодаря осознанности, а после этого начинает вникать в смысл этих учений. В контексте медитации в Тхераваде говорится просто об осознанности, но в Сарвастиваде речь идёт о четырёх сатипаттханах. Исследование дхамм в обоих версиях школ – это исследование умелых и неумелых дхамм. В то время как в Тхераваде медитационный контекст встречается куда более часто, один тхеравадинский текст о факторах просветления в контексте изучения представлен тремя такими в Сарвастиваде. Тот же фрагмент формирует основу соответствующего раздела в Вибханге Абхидхаммы, что указывает на его особую важность.
В Боджханга Саньютте семь факторов просветления, изложенные в виде поочерёдной схемы, предстают всегда в контексте учения, но не в контексте медитации. Каждый фактор здесь опирается на предыдущий. Поэтому если рассматривать семь факторов просветления в поочерёдной схеме, то основными значениями «осознанности» и «исследования дхамм» будут (соответственно) «памятование» и «рассмотрение» учений, которые, в свою очередь, приводят к развитию самадхи. Именно поэтому, на мой взгляд, осознанность в семи факторах просветления идёт перед фактором мудрости, а не перед факторами саматхи.
Однако, как всегда и бывает, всё не так просто. В контексте анапанасати также представлена последовательная схема семи факторов просветления. Этот [медитационный] контекст, будучи синтезом нескольких уже существовавших доктринальных структур, очевидно, не является столь же базовым, как тот, что встречается в Боджханга Саньютте. Основная идея здесь не в том, чтобы рассмотреть последовательное возникновение факторов просветления, но в том, чтобы показать их взаимосвязанность с анапанасати и сатипаттханой. Разумеется, анапанасати по большей части относится к саматхе, а о випассане речь идёт только в последней четвёрке, то есть мудрость идёт уже после установления осознанности и обретения самадхи. Поэтому последовательный порядок факторов просветления здесь выглядит несколько странным, и, вероятно, является не более чем просто приложением стандартной последовательности, вырванной из контекста, без какой-либо особой значимости».

(Аджан Суджато, История Внимательности 2005:107f).

Обычно говорится о трёх этапах развития каждого из факторов просветления – изначальном возникновении, созревании, кульминации. Комментарий на Саньютту говорит о том, что в Боджханга сутте СН 46.3 факторы просветления следует понимать как относящиеся к прозрению на предварительном этапе пути к архатству. Они возникают за один мысленный момент с разными характеристиками (СА 3:142). Всю схему целиком можно найти в Ананда сутте (СН 54.13), но вначале там идут четыре основы внимательности в качестве осознанности как фактора пробуждения (сати самбоджанга).

Бхиккху сутта СН 46.5

Палийский термин «боджханга» означает «фактор просветления» (бодхи – просветление; анга – фактор). Само определение можно найти в короткой Бхиккху Сутте. Приведём её текст целиком:

«Учитель, «фактор просветления», «фактор просветления» – так говорят. Почему говорят, что это «факторы просветления»?
Монах, они осуществляют просветление, вот почему они называются «факторами просветления».
Вот монах развивает фактор просветления «осознанность» (сати), который зависит от уединения, зависит от угасания жажды, зависит от прекращения, созревает в отпускании.
Вот монах развивает фактор просветления «исследование дхамм» (дхамма-вичая)..
Вот монах развивает фактор просветления «усердие» (вирия)..
Вот монах развивает фактор просветления «восторг» (пити)..
Вот монах развивает фактор просветления «безмятежность» (пассадхи)..
Вот монах развивает фактор просветления «сосредоточение» (самадхи)..
Вот монах развивает фактор просветления «невозмутимость» (упеккха), который зависит от уединения, зависит от угасания жажды, зависит от прекращения, созревает в отпускании.
Когда он развивает эти семь факторов просветления его ум освобождается от загрязнения чувственного желания, от загрязнения существования, от загрязнения невежества. Когда он освобождается, возникает знание: «Освобождён!» Он понимает: «Рождение закончено, святая жизнь прожита. Нет чего-то ещё, что нужно было бы осуществить. Не будет больше рождения».
Они осуществляют просветление, монах, вот почему они называются «факторами просветления».

(СН 46.5).

Аналогичное, но более простое определение можно найти и в Сампасадания сутте (ДН 28) и в Наланда сутте (СН 47.12). Обе сутты произнесены Сарипуттой. Определение в них такое: «Взрастив семь фактов просветления в соответствии с реальностью, он пробудился в истинное само-пробуждение».

Комментаторское определение боджханги

Комментарий на Саньютту приводит два определения (в сокращённом виде):

«Факторы просветления являются факторами просветления или факторами просветлённого. Единство состояние (дхамма-самагги) состоит из осознанности, исследования дхамм, усердия, восторга, безмятежности, сосредоточения и невозмутимости, возникающих в момент мирского и сверхмирского пути, в которые пробуждается благородный ученик. Поэтому они называются факторами «просветления» (бодхи).
Он пробуждается (буджхати) [или он пробуждён]» – означает, что он вырывается из продолжительного сна омрачений, т.е. постигает четыре истины и реализует ниббану. Поэтому говорится: «Развив семь факторов просветления, он пробуждается в истинное само-пробуждение».
Факторы пробуждения являются факторами пробуждения, состоящих в единстве состояний. Далее, благородный ученик, пробуждающийся посредством этой группы состояний называется «пробуждённым» (бодхи), а его факторами являются факторы просветления».

(СА 3:138f).

Фраза «Развив семь факторов просветления, он пробуждается в истинное само-пробуждение», которую Комментарии обозначают как цитату из канона, в самом каноне не встречается, но прослеживается только в Комментариях. Как уже было отмечено, действительный канонический фрагмент таков: «Взрастив семь фактов просветления в соответствии с реальностью, он пробудился в истинное само-пробуждение». (ДН 3).
В Абхидхамме определение семи факторов просветления даётся в Вибханге (Вбх 277-279).

Как развивать факторы просветления

В суттах семь факторов просветления часто противопоставляются пяти умственным помехам – особенно это видно в Ахара сутте (СН 46.51) – поскольку с отбрасыванием пяти помех начинается подлинный прогресс в развитии ума. Факторы просветления возникают поочерёдно. Один служит условием для возникновения следующего, как показано в Сила сутте (СН 46.3). Бхиккху Бодхи описывает развитие факторов просветления так:

«Они возникают во время практики последних трёх элементов Благородного Восьмеричного Пути, опирающихся на первый элемент Правильных Воззрений. Но они более детально представляют этот сегмент и признают тот факт, что эти качества должны балансировать друг друга, чтобы путь дал результат. Вначале вы направляете внимательный ум на объект медитации, который выбирается среди четырёх объективных опор внимательности (тело, чувства, ум, феномены). Таков фактор осознанности (сати самбоджханга).
По мере того как осознанность устанавливается, вы учитесь распознавать свойства объекта более тщательно. Вы также учитесь различать благие и неблагие состояния ума, возникающие в процессе созерцания. Таков фактор исследования дхамм (дхаммавичая самбоджханга).
Это побуждает вас прикладывать усилия [к созданию или поддержанию благих состояний и устранению или недопущению неблагих]. Таков фактор усердия (вирия самбоджханга).
Благодаря прилагаемому усердию, которое способствует умственному очищению, возникает и развивается фактор восторга. Таков фактор восторга (пити самбоджханга).
Когда восторг становится утончённым, то успокаиваются тело и сознание. Таков фактор безмятежности (пассадхи самбоджханга).
Успокоенный ум легко сделать единым. Таков фактор сосредоточения (самадхи самбоджханга).
Вы невозмутимо смотрите на сосредоточенный ум. Таков фактор невозмутимости (упеккха самбоджханга).
По мере того как возникает каждый последующий фактор, предыдущие не исчезают, но остаются вместе с ним, поскольку являются дополнением (хотя фактор восторга постепенно угасает по мере более утончённого сосредоточения). Таким образом, на этапе полного развития все семь факторов присутствуют одновременно, и каждый из них играет свою роль».

Хотя Сила сутта приводит модель вертикального духовного развития с течением времени, Агги сутта (СН 46.53) приводит модель горизонтальной модели в рамках балансировки духовного развития. Семь факторов просветления разделяются на две категории: активные и сдерживающие. К активным относятся те факторы, что возникают вначале: исследование дхамм, усердие, восторг. К сдерживающим относятся те, что появляются по времени позже: безмятежность, сосредоточение, невозмутимость.
Активные факторы следует развивать при наличии вялого ума, подобно тому, как вы подбрасываете топлива в костёр, чтобы пламя разгорелось. Сдерживающие факторы следует развивать, когда ум неугомонный – подобно тому, как вы прыскаете водой или подкладываете мокрую траву в костёр, чтобы пламя утихло.
Как и в случае с пятью силами (индрия), в данном случае осознанность действует независимо, регулируя активные и сдерживающие факторы, так чтобы они были сбалансированы. В Абхая сутте (СН 46.56) Будда учит принца Абхаю, что пять умственных помех являются причиной отсутствия знания и видения, и что семь факторов просветления являются причиной возникновения знания и видения, необходимого для духовного освобождения. В конце сутты Абхая заявляет, что «достиг Дхаммы» (дхаммо абхисамето) [т.е. достиг вступления в поток]:

«В самом деле, Благословенный, они являются факторами просветления! Вне сомнений, Благословенный, это факторы просветления! Тот, кто наделён даже хоть одним из них, сможет узнать и увидеть то, как всё существует на самом деле, не говоря уже о том, кто наделён [всеми] семью. Телесное и умственное утомление, что я ощущал, взбираясь на Вершину Ястребов, утихли. Я обрёл Дхамму!»


(СН 46.56).

Дхамма-вичая

Самый важный фактор просветления – это «исследование дхамм» (дхамма-вичая). Пробуждение состоит не в том, что семь факторов собираются воедино, а в том, что [достигает совершенства] один из них – дхамма-вичая (Нм 456). Это ключевой фактор, то есть «само пробуждение», тогда как остальные факторы способствуют тому, чтобы это пробуждение было достигнуто (Нм 456).
В Милиндапаньхе дхамма-вичая сравнивается с мечом, которому, для того чтобы рубить, требуются руки (то есть остальные факторы) (Млн 83).
Термин «дхамма-вичая» дословно означает «разделение дхамм (умственных и физических состояний)» и переводится как «распознавание Дхаммы» или «распознавание дхамм». В определённых контекстах он означает «изучение Доктрины». Однако в практике медитации он обычно означает [именно] «рассмотрение телесных и умственных феноменов» (Уолш 1995 n690). Эдгертон и Гетхин, однако, сомневаются в том, правильно ли переводить вичая в данном случае как «рассмотрение». Значение термина «дхамма-вичая» зависит от контекста, и это же относится и к термину «осознанность» (сати) – о чём говорил Аджан Суджато в «Истории Внимательности» (цитата в самом начале данной статьи).

Факторы просветления и Саманньяпхала сутта

Гетхин в своей работе «Буддийский Путь к Пробуждению» находит поразительным близкое сходство плодов отшельничества (в аспекте джхан) и семи факторов просветления. Текстовая формула джхан часто очень точно совпадает с формулой процесса факторов просветления. Как отмечает Гетхин, это «не может быть случайным совпадением» (2001:170):


Факторы просветления
Формула из Саманньяпхала сутты
Осознанность
«Он устанавливает осознанность впереди...»
Рассмотрение дхамм
«Монах видит, что эти пять помех отброшены в нём. Видя, что они отброшены…»
Усердие
[усердие производится на уровне первого фактора – на самом деле все эти три фактора работают одновременно]
Восторг
«...в нём возникает радость. Из радости возникает восторг. Когда ум насыщен восторгом…»
Безмятежность
«...тело успокаивается. Когда тело безмятежно, он чувствует счастье…»
Сосредоточение

«....когда он счастлив, то ум сосредотачивается. Он входит и пребывает в первой джхане – восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости...»

Невозмутимость

«....С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости». С успокоением удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием радости и недовольства – он входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.