|
джан
Ман Буридатта (1870-1949) - тайский монах, основавший
вместе с Аджаном Сао Кхантасилой тайскую лесную
традицию, которая впоследствии распространилась
по всему Тайланду и ряду других стран.
Аджан
Ман родился в четверг 20 января 1870 года в
лаосско-говорящей семье, в деревне Бан Кхам
Бон на западном берегу реки Меконг, что находится
в нынешней провинции Убон Ратчатани на северо-востоке
Тайланда. Он был старшим из девяти детей - восьми
мальчиков и одной девочки.
|
|
Был
посвящён в саманеры в возрасте 16 лет в ближайшем
к деревне монастыре. Изучал буддийские писания, историю
и народные легенды на хрупких пальмовых листьях, сохраннённых
в монастырской библиотеке. Он оставался саманерой
два года, до 1888, а затем оставил монастырь по требованию
отца.
Полное
монашеское посвящение он получил 12 июня 1893 в возрасте
22 лет в монастыре Ват Лиап города Убона провинции
Ратчатани. Его наставником стал достопочтенный Пхра
Арьякави. Ему дали монашеское имя Буридатта («благословленный
мудростью»). После посвящения он отправился практиковать
медитацию с Аджаном Сао, и обучился практике медитации
лаосской традиции. Аджан Сао учил его успокаивать
ум и мысленно повторять слово «буддхо». Они вместе
часто отправлялись в дремучие леса побережья Меконга
практиковать медитацию. На тайском это называется
«тудонг», от слова «dhutanga», которое подразумевает
ряд специальных аскетических практик.
В
1899 Аджан Ман перестригся в Дхаммают
никаю, реформированное направление, подразумевающее
более строгое изучение Винаи и текстов. Практиковав
несколько лет под руководством учителя, Аджан Ман,
с разрешения наставника, отправляется на собственные
поиски других мастеров медитации. В течение последующих
нескольких лет он скитался по Лаосу, Тайланду и Бирме,
оставаясь в уединении в лесах и практикуя медитацию.
В 1905 вместе с Аджаном Сао они отправляются в Лаос
к Святыне Пра Тат Пханом. Последующие несколько лет
Аджан Ман продолжает скитаться в одиночестве, практикуя
в диких лесах, пещерах и разных опасных местах.
В
1911 он идёт пешком в Бирму в поисках реализованного
учителя, который мог бы помочь ему в борьбе за просветление.
Постепенно он дошел до Бангкока, а потом отправился
на запад через горы. В Бирме ему удалось найти ряд
выдающихся учителей, и он провел сезон дождей в Мулмейне,
восхищённый сильной монашеской дисциплиной бирманцев.
Сезон
дождей 1912 года Аджан Ман проводит в Ват Са Патум
(сейчас - Ват Патум Ванарам) в Бангкоке, где получает
советы и наставления от Его Святейшества Пра Упали
из Ват Боромнивасин. После сезона дождей он отправляется
в район города Лопбури, где практикует интенсивную
медитацию в пещерах.
В
1913 он остаётся в пещере Сарика у Великой Горы (Кхао
Йаи) в Након Найок. В этот период в возрасте 43 лет,
согласно его биографии, записанной его учеником Луан
Та Маха Буа, он достигает уровня анагамина («не-возвращающегося»)
и проводит ещё пару лет в этом гористом районе. В
эти годы он боролся со смертельной болезнью. В той
пещере ныне стоит святыня, построенная в честь Аджана
Мана, которая сегодня является основным местом паломничества
в этом районе.
В
1915 Аджан Ман проводит сезон дождей в Ват Сапатум
в Бангкоке и часто ходит слушать проповеди Аджана
Джана, известного монаха. В последующие годы он отправляется
в северные районы Тайланда, где скитается несколько
лет. В эти годы он получает широкое признание как
крайне одарённый учитель, и число его последователей
растёт как среди мирян, так среди монахов. В 1926
он совершает «тудонг» вместе с группой из 70 монахов
в район Утхена.
В
это время начинаются осложнения с монашескими властями,
которые проводят реформу по централизации и стандартизации
Сангхи и требуют от всех скитающихся монахов прикрепиться
к определённому монастырю и стать продуктивными членами
общества. Поскольку скитающиеся и проводящие длительное
время в джунглях монахи не находятся под присмотром,
то, как говорили власти, они могут вызывать ряд сомнений
и подозрений. Аджан Джан призывает людей отказаться
помогать скитающимся монахам. Некоторые из учеников
Аджана Мана задерживаются властями с обвинением за
бродяжничество. Аджана Мана сильно беспокоит такая
тенденция, угрожающая традиционным монашеским обычаям,
и он подумывает над тем, чтобы начать поиски для проживания
в совсем удалённых регионах, до которых не могут добраться
Бангкокские власти.
В
1927 он обучает монахов и мирян в Ват Сутат, Ват Лиап
и Ват Бурапа. Оказав необходимую поддержку пожилой
матери, он отправляется в центральный регион Тайланда
без определенной выбранной цели, путешествуя по безлюдным
и населённым местам, ночуя под деревьями, получая
еду от простых фермеров, встречающихся по пути. Он
останавливается в великолепных диких местах между
провинциями Сара Бури и Наком Рачасима.
В
последующий год Аджан Ман проводит сезон дождей в
Ват Бурфа в Убоне. После этого он покидает северо-восточный
Тайланд и не возвращается сюда до последних лет своей
жизни. Вначале он отправляется в Бангкок, затем в
Чанг Май и Чанг Рай, где остаётся в медитационном
затворничестве на последующие 12 лет своей жизни.
В течение 1929 он назначается настоятелем Ват Чеди
в Чанг Мае, однако, когда умирает его наставник Пхра
Упали, Аджан Ман покидает монастырь, не поставив в
известность ни монахов, ни власти в Бангкоке. Последующие
годы он проводит в медитационных затворничествах на
склоне горы Чиан Дао и часто медитирует в священных
пещерах этой горы. В Ват Чеди он вновь возвращается
лишь в 1933 и оттуда совершает путешествие в Бирму
через районы Карен и Шан.
С
1932-1938 он практикует уединённую медитацию в лесах
и горах, лишь изредко контактируя с людьми. Эти годы
уединённой практики в глухой недоступной местности
очень значимы, согласно его биографии. По словам его
учеников в этот период он достигает архатства во время
затворничества в горах, народности которых известны
за свои уникальные шаманские традиции Тайланда.
В
1940 Аджан Ман отправляется на родину в Исан на северо-восток
Тайланда по настоятельным просьбам его главных учеников.
Вернувшись, он остаётся в монастыре Ватт Богисампон,
настоятелем которого являлся его ученик, Аджан Чао
Кхун Дхаммачеди. Оттуда он уходит на сезон дождей
в Ват Нон Нивет, а после скитается по сельской местности
деревни Ван Нон Нам Кем. Даже в возрасте 70 лет он
всё ещё был способен позаботиться о себе в условиях
дикой природы. Последующие пару лет он также ходит
по разным монастырям.
Когда
ему исполняется 75, он решает остаться в своём убежище
Пеу Понд, что находится глубоко в лесах у подножья
горы Пху Пхан, рядом с Сакон Наконом. Из-за слабого
здоровья он более не может скитаться по лесам. В 1948
Аджан Ман умирает в монастыре Ват Суддаваса провинции
Сакон Након.
Его
практика была принципиально строгой и уединённой.
Он преданно следовал Винае (монашеской дисциплине)
и практиковал 13 аскетических практик, известных как
«дхутанга» - например, ношение одежд из обносков,
проживание в лесу и питание один раз в день. В поисках
уединённых мест дикой природы Тайланда и Лаоса он
избежал ответственностей оседлой монашеской жизни
и проводил длительные часы дня и ночи в медитации.
Несмотря на его затворническую природу, Аджан Ман
привлёк огромное число учеников и последователей,
не боящихся трудностей лесной жизни.
(фотографии
с Дост. Аджаном Маном) |
(обратно
к списку биографий) |
|
|