Главная > История > Жизнь Будды > Весали
Учение и практика
История и современность
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Жизнь Будды Ранний период Средневековый период Современный буддизм в мире Современный буддизм в СНГ Биографии
 

Весали

русский: Весали

пали:
Vesāli

Столица Личчави. Город впервые посетил Будда на 5-ый год после Просветления и провёл здесь вассу - сезон дождей (BuA., стр. 3). В городе проживали 7007 раджей, каждый из которых имел свою свиту с множеством дворцов и парков развлечений.

Однажды на город напала засуха и из-за голода многие жители умирали. Запах разлагающихся трупов привлёк многочисленных злых духов и к тому же из-за этого в городе началась эпидемия. Люди пожаловались принцу и было решено пригласить Будду. В тот момент тот был в Велуване в Раджагахе и друг царя Бимбисары - Личчави Махали - отправился из Весали в Раджагаю, чтобы попросить Бимбисару убедить Будду прийти в город. Будда выслушал Бимбисару и согласился, отправившись в Весали в сопровождении 500 монахов. Бимбисара украсил дорогу по пути к реке Ганг от Раджагахи и распорядился о том, чтобы монахам была оказана всяческая поддержка по дороге. Царь Бимбисара сам лично сопровождал Будду и они добрались до реки через 5 дней. На Ганге были приготовлены украшенные лодки для Будды и монахов, а когда царь провожал Будду, то упоминается, что он пошёл за ним в реку по самую шею. На другом берегу Будду встретили Личчави с ещё большим почтением, чем оказал Бимбисара. Расстояние от Ганги до Весали равнялось трём лигам. Когда Будда подходил к Весали перед ним появился Сакка, и при виде божеств все злые духи разбежались. Вечером Будда произнёс Ратана сутту собравшимся людям. После он продолжал это делать каждый день и после 7 дня он покинул город. Личчави сопровождали его к Ганге с удвоенным усердием в выражении почтения, а в самой реке соревновались в этом же между собой дэвы и наги. На другом берегу его ждал Бимбисара, после чего проводил Будду обратно в Раджагаху. По возвращению Будда поведал Санкха Джатаку.

Вероятно во время этого визита Будды в Весали умер царь Суддходана (ThigA., p. 141; AA.i.186). Согласно одному источнику, Будда отправился к отцу по воздуху, чтобы дать ему последнюю проповедь, чтобы тот стал архатом перед самой смертью. Доподлинно неизвестно сколько раз Будда посещал Весали, но в текстах упоминается несколько случаев.

Различные правила Винаи были установлены Буддой в Весали (например Vin.i.238, 287f; ii.118, 119 27). Во время пребывания Будды в Весали Маха Паджапати Готами вместе с 500 женщинами клана Сакьев отправилась к нему из Капилаваттху чтобы просить разрешения о том, чтобы тот создал женскую монашескую Сангху. Благодаря упрошениям Будды Анандой она смогла получить такое разрешение с определёнными условиями (Vin.ii.253ff).

В текстах подробно описан последний визит Будды в Весали по дороге в Кусинару. В последний день пребывания в городе от отправился с Анандой на сиесту в пагоду Чапала и там он описал красоты города Весали, упомянув пагоды Удена, Готамака, Саттамбака, Бахупутта, Сарандада. Все эти пагоды были святилищами, посвящёнными различным местным божествам, но после визита в город Будды, они стали буддийскими.

Обычно во время визита в Весали Будда оставался в Кутагарасале, но иногда и в других местах (D.ii.118). Во время последнего визита в пагоду Чапала он принял решение отпустить жизненную силу, в результате чего смерть наступит через 3 месяца. Он уведомил об этом Мару, а затем и Ананду. Когда он покинул Весали, он в последний раз взглянул на город, "развернувшись [для этого] всем телом, подобно слону" (nagapalokitam apaloketva) (D.ii.122). Последний сезон дождей он провёл в Белувагаме, рядом с Весали, тогда как монахи оставались в самом городе и вне его. За день до начала сезона дождей Амбапали пригласила Будду и монахов на обед и после этого подарила Сангхе парк Амбавану (D.ii.98).

Во времена Будды город был большим, богатым и процветающим, здесь было много еды и много людей. Здесь было 7007 парков развлечений и столько же лотосовых прудов. Куртизанка Амбапали, известная за свою красоту, делала значительный вклад в процветание города (Vin.i.268). У города было 3 стены и три смотровые башни. Вероятно эти три стены разделяли город на три округа. Буддагоша писал, что город получил такое название из-за своей обширной площади.

Весали был твердыней Нигантхов. Присутствие Будды в городе докучало Нигантхам и они замысливали различные вещи, чтобы предотвратить переход их сторонников к Будде.

Среди выдающихся последователей Будды из Весли особое упоминание делается об Угге (непревзойдённый среди тех, кто дарит приятные дары), Пингияни, Каранапали, Сихе, Васеттхе (A.iv.258).

За городом до самых Гималаев шёл лес Махавана (DA.i.309), а рядом были другие леса, такие как Госингаласала (A.v.134).

В Весали Будда изложил такие важные сутты как Махали, Махасиханада, Чула Саччака, Маха Саччака, Тевиджа, Ваччхаготта, Сунаккхатта и Ратана. Также здесь были поведаны Теловада Джатака (246) и Сигала Джатака (152).

После смерти Будды в городе была погребена часть его реликвий (D.ii.167; Bu.xxviii.2).

Через 100 лет город опять стал сценой активных буддийских событий, когда монахи из Ваджии утвердили "10 пунктов", противоречащих ортодоксальной позиции и по этому поводу был созван Второй Собор в Валикараме.

Весали соотносят с нынешней деревушкой Басрах в районе Музафферпур в Тирхуте.

 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт