Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ранняя история таи

 
редакция текста: 24.10.2009


Древняя история таи мало изучена, а их происхождение до сих пор служит объектом спора. Основное препятствие к изучению нардов таи - это отсутствие письменных памятников датируемых ранее XIII в. и недостаток археологических данных. Все ученые единодушно соглашаются, что таи мигрировали на полуостров Индокитай с территории Южного Китая; но когда и откуда они появились на территории Южного Китая - в этом вопросе нет единой точки зрения.
По мнению таиландских исследователей, поддержанному многими иностранными учеными, миграция таи к югу происходит уже в начале новой эры, когда они достигли районов Южного Китая. Эта миграция не прекращалась и после создания отдельных тайских княжеств в Южном Китае.
Особенно активизировалась экспансия таи после разгрома их государства Наньчжао располагавшегося в Южном Китае (VII-XIII вв.) в тринадцатом веке Хубилай - ханом. Новая волна тайской миграции достигла северного Вьетнама и Малайи на юге, и Ассама на западе.
По своему вероисповеданию таи были анимистами; они верили в духов гор, вод, в демонов и совершали жертвоприношения. У таи существовали многочисленные обряды и празднества, некоторые сохранились до нашего времени. Вероятно в конце I и начале II тысячелетий таи были знакомы с практикой тантризма, и с некоторыми его филосовскими положениями. После утверждения сингальского буддизма в верованиях таи сохранились многие магические практики тантрического буддизма, которые были изжиты только после реформ, как не соответствующие Дхамме.
Примерно к концу VII в. относится начало расцвета государства Шривиджайя на Суматре и Малайском полуострове. Китайский путешественник И Цзин (VII в.) отмечает, что Шривиджайя была крупнейшим буддийским центром, в котором уживались различные буддийские школы. Он упоминает традицию Муласарвастивадинов, школы Махаяны, в том числе Йогачаров, и работу их основоположника Асанги «Йогачарабхумишастра».
При династии сайлендров (с IX в.) на видное место выдвигается Си Таммарат, который становится одним из крупнейших буддийских центров в Юго-Восточной Азии. На протяжении многих веков в его монастырях шли дискуссии между сторонниками многочисленных школ буддизма. Сюда приезжали монахи из университета Наланды, из Южной Индии, из монских государств, с Явы, Суматры, Ланки, из Пагана и Ангкора. «Школа дискуссий»Си Таммарата стала источником политических доктрин махаянского буддизма, воплощенных в концептуальную структуру власти многими правителями индианизированных государств Юго-Восточной Азии, а позднее и тайскими правителями Сукхотая и Аютии. Положение Си Таммарат как важного буддийского центра сохранялось и при тайских королях Сукхотая и Аютии, власть которых распространялась на этот район Малайского полуострова.
XIII - XIV вв. были эпохой становления Тайской государственности в бассейне реки Менам. На смену небольшим княжествам пришли крупные королевства Сукотаи, Чиангмай и Аютия, объединившие почти всю территорию современного Таиланда. Определенные различия в государственности этих стран, были вызваны временными и территориальными факторами. Но важнейшим фактором явилась буддийская тхеравадская концепция политической системы. Буддизм тхеравады стал государственной религией во всех без исключения тайских государствах. А национальные черты тайского буддизма, в общих чертах, сформировались к XIII-XV вв.
Официальная история буддизма тхеравады у таи в Таиланде начинается с XIII века, когда на территории страны образовалось первое крупное независимое тайское государство Сукотаи (1238-1438). К этому времени тайцы уже прошли как минимум тысячелетний путь этнической истории. Около XII - XIII вв. появляются первые крупные тайские княжества на территории Индокитая: в долинах рек Меконга, Салуэна и Менама. К середине XIII в. таи уже «затопили» кхмеров, монов и индианизированные бирманские поселения южных долин. Политическая обстановка на полуострове Индокитай складывалась благоприятно для таи. Первоначально тайские вожди были вынуждены признать себя вассалами могущественных государств этого района: Паганского царства, Харипунджайи, Тямпы, Ангкорской империи. Но постепенно дезинтеграция политического строя, военная и экономическая обескровленность этих государств, позволила тайским вождям объединить разрозненные тайские общины, миграция которых на Юг к тому времени приняла широкие размеры, и создать сильные государства. В 1215 г. возникло тайское княжество Могаунг; в 1223 г. на правом притоке Салуэна шаны основали государство Мыанг Най; в 1229 г. таи завоевали Ассам; вскоре после разгрома паганских войск монголами тайский вождь из Чиангмая изгнал монских правителей Харипунджайи и основал новую династию со столицей Чиангмай; примерно в то же время складываются тайские государства Чиангсен, Чианграй, Сукхотай, Мыанг Фанг, Мыанг Сао, а в XIV в. появляются тайские королевства Ланна и Аютия.



.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.