Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Буддийские соборы, очищение Типитаки

 
редакция текста: 24.10.2009


В период создания первых тайских государств, в районах их формирования буддизм тхеравады был уже доминирующим религиозным направлением.
К этому времени, т. е. К XIII в., буддизм просуществовал почти 2000 лет и превратился в тщательно разработанную религиозно - философскую систему. В XIII в., когда в результате взаимного обогащения философско-метафизическими достижениями оформилось большинство основных школ и направлений буддизма, начинается процесс реформации этой религии главным образом в области морально-этических представлений, т. е. движение за более строгое соблюдение правил Винаи1 и за возвращение к первоначальным истокам. Этот процесс в какой - то степени, по крайней мере, для учения тхеравадинов, связан с теорией Буддагхоши о пяти стадиях деградации буддизма,
Первое «очищение Типитаки», в истории Сиама, было проведено во время правления короля Тилока. Монах Пхра Тхамматхинатхера, живший в Чиангмае, обнаружил многочисленные ошибки в Типитаке вкравшиеся в нее в результате многочисленных переписываний. Он обратился к королю, и по просьбе последнего, собрались 100 монахов - знатоков священных текстов. В течение года, они привели Типитаку в должное состояние. Это произошло в 1477 г. и названо в Таиланде VII буддийским собором2.
В 1523 г. король Лаоса Потисарат попросил чиангмайского короля, направить к лао эту очищенную редакцию Типитаки вместе со знатоками канона. В ответ на просьбу короля Лаоса, из Чиангмая была отправлена миссия во главе с Пра Маха Монгконом, которая доставила лаосцам 60 экземпляров Типитаки. В это же время в Чиангмае были созданы сборники палийских текстов из «Сутта-Питаки»: «Мангаладипади» и «Дхаммападатхакатха», которые легли в основу религиозно - этического учения в Таиланде, а позднее и в Камбодже.
Следующая редакция Типитаки была проведена при Раме I, во время созыва последнего буддийского собора, который стал одним из важнейших событий в религиозной жизни Сиама. Этот Собор был созван в 1788 г. в Бангкоке. Сиамская буддийская традиция считает это собрание высшего сиамского духовенства IX вселенским собором3. Было выбрано 218 монахов и 32 «просвещённых мирянина», которые, разделившись на четыре группы, в течение 5 месяцев исследовали собранные тексты Типитаки. Монахи изучили 288 манускриптов, 3568 связок пальмовых листьев. Работа происходила в монастыре Махатхат, носившим, в то время, название «Монастырь Ниббаны».
Отредактированный текст Типитаки, записанный на пальмовых листьях, получил название «Золотое издание», так как крышки переплётов были покрыты золотом. Об объёме проделанной работы можно судить по тому факту, что позднейшее издание Типитаки в переводе с пали на тайский язык (1925- 1928) содержит 45 томов по 500 страниц в каждом.
Ещё одна большая работа по очищению канона и созданию его полной редакции, была проведена в 40-х годах XIX в. в монастыре Бовоннивет. Миссии сиамских монахов, направленные по инициативе короля Монгкута на Ланку в 1840 и в 1843 гг., привезли соответственно 40 и 30 томов сингальской Типитаки. В течение многих лет продолжалось изучение сингальских и монских священных текстов, проводилось очищение канона от различных мифов, фантастических космологических элементов, рассказов о сверхъестественном и т. д. Были отвергнуты как не соответствовавшие первоначальному канону поэма «Трайпхумикатха» («История трех миров»), поэма - проповедь «Махачат Камлуанг» («Королевское слово о Махачат»), часть джатак и некоторые другие тексты.
Не меньшее значение имел перевод Типитаки с пали на тайский язык, который был осуществлён в 1893 г. Типитака вышла тиражом 1000 комплектов по 39 томов в каждом. Сын короля Монгкута тхера Вачирайан4 (1859-1921) перевел с пали различные молитвы и формулы, употребляемые в тхераваде. Сделать буддийское учение более понятным массам простых сиамцев - к этому стремились лидеры сангхи того времени.
Мысль о необходимости «очищения» буддизма была характерна для всего периода реформаторской деятельности. В самом конце этого периода суть этой политики выразил король Вачиравуд (1910-1925), сформулировав ее в следующих словах: «Откажемся от чудес, которые так любили наши предки, нам остаётся Будда, который сам по себе является существом наиболее чудесным».


1 Известны такие реформаторские движения в XII-XV вв. среди буддийского монашества на Ланке, в Бирме, Тибете.

2 Не соответствует общетхеравадинской нумерации соборов и может быть отнесён к разряду поместных соборов.

3 Не соответствует общетхеравадинской нумерации.

4 В 1910 году ставший Сангхаратом.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.