В
1767 г. разгром Аютии и распад страны на несколько княжеств вызвали
столкновения между различными социальными силами и политическими
группировками. В этих условиях произошла попытка создания теократического
государства.
На
севере страны, группа монахов захватила власть в районах Савангбури
и Уттарадит, и их лидер монах Рыан провозгласил себя королем
государства Фанг. Рыан был монахом в одном из столичных монастырей,
затем вернулся на север. После 10 лет пребывания в лесных монахах
он стал главой сангхи в области Савангбури с резиденцией в вате
Фанг. Когда началось бирманское нашествие, Рыан, пользовавшийся
большим авторитетом у населения, возглавил народное сопротивление.
Монахи - сторонники Рыана - вели жизнь мирян, не соблюдали правил
Винаи, но не снимали монашеские одежды, которые должны были
символизировать приход в мир Майтрейи. Чиновники и командиры
в армии короля Фанга также все носили монашеские одежды.
Весной
1767 г. власть на севере была захвачена монахами, а летом 1768
г. был взят Питсанулок, теперь власть короля - монаха распространилась
на большую территорию. Государство Фанг стало отныне граничить
с государством генерала Так Сина.
В
начале 1770 г. повстанцы Фанг двинулись на юг и заняли город
Чайнат. Так Син направил против них свои основные силы, которые
заняли Питсанулок и подошли к стенам Савангбури. Здесь произошла
битва, отряды повстанцев были рассеяны. Король - монах Рыан,
сражавшийся верхом на слоне, прорвался через ряды врагов и бежал
в лес. Дальнейшая его судьба не известна. Солдаты Так Сина заняли
северные провинции страны. Повсюду разыскивали и арестовывали
сторонников Рыана - «лжемонахов» и мирян. Захваченные в плен
или подозреваемые в «ереси» монахи подвергались испытанию водой,
и все, не выдержавшие испытание, наказывались кнутом, а их «нечестивые»
одежды предавались огню. Северная буддийская община подверглась
чистке и реорганизации. На север страны для контроля над монастырскими
общинами из Тонбури прибыло 50 монахов - наставников.
Таким
образом, единственная попытка превратить Сиам в теократическое
государство потерпела неудачу.
|