Главная > История > Ранний период > Третий Собор
 
 

Третий Буддийский Собор

Третий Буддийский Собор состоялся примерно в 250 году до нашей эры в Ашокараме в городе Палатипутта. Покровительствовал собору Император Ашока. Причиной созыва собора было очищение буддийской Сангхи от порочных монахов, имевших еретические воззрения. На соборе председательствовал старец Моггалипутта Тисса. Всего участвовало 1000 монахов. Данное событие признаётся как историческое всеми школами буддизма, хотя является важным только для Тхеравады.

Император Ашока получил престол через 218 лет после смерти Будды. В начале своего царствования он выражал только символичное почтение Дхамме и Сангхе, и поддерживал и другие религиозные течения, как прежде делал и его отец. Однако всё изменилось после того, как он встретил благочестивого саманеру по имени Нигродха, у которого с ним состоялась беседа. С тех пор он прекратил поддержку другим религиозным группам, и его интерес к Дхамме значительно усилился. Сказано, что из своей казны он потратил деньги на строительство 84000 буддийских пагод и храмов, а также щедро снабжал монахов четырьмя необходимостями. Его сын Махинда и дочь Сангхамитта также вступили в монашескую Сангху.

Вскоре его щедрость вызвала серьёзные проблемы в Сангхе, поскольку в неё стали вступать порочные люди с ложными взглядами, привлечённые щедрой поддержкой Императора в снабжении монахов едой, одеждами, кровом и лекарствами. Многочисленные неверующие и жадные люди желали вступить в Сангху, но признавались неподходящими к пострижению. Несмотря на это они не упустили шанса и стали сами одевать монашеские одеяния, не будучи пострижёнными официально. В конечном счёте авторитет Сангхи начал ниспадать, и некоторые искренние монахи отказались участвовать в церемонии Упосатхи вместе с порочными монахами-еретиками.

Узнав об этом, Ашока приказал министрам отправиться к монахам и приказать, чтобы церемония обязательно была проведена. Однако он не дал конкретных распоряжений и министры действовали как им вздумается. В результате они обезглавили несколько монахов, пока не наткнулись на брата императора – монаха Тиссу. В ужасе министры вернулись во дворец и доложили обо всём Ашоке. Узнав об этом, Ашока впал в отчаяние, обвиняя себя в совершённых убийствах монахов. По совету Нигродхи он нашёл старца Моггалипутту Тиссу, который посоветовал исключить всех порочных монахов из Сангхи и немедленно собрать Третий Буддийский Собор.

Поэтому на 17-ый год правления императора был созван Третий Собор. Тхера Моггалипутта Тисса выбрал 1000 монахов для рецитации Дхаммы и Винаи из 60000, которая продолжалась 9 месяцев. Император и сам вопрошал некоторых монахов из различных монастырей насчёт учений Будды, и те, кто имел ложные взгляды, немедля исключались из Сангхи.

Согласно палийским и китайским источникам, старец Моггалипутта Тисса во время собора составил книгу под названием «Катхаваттху», чтобы зафиксировать ряд ересей и сохранить чистую Дхамму. В книге 23 главы, в которых собраны полемические вопросы, и указываются еретические взгляды на них среди различных буддийских школ. Книгу включили в третью корзину текстов – Абхидхамма Питаку, которая сама по себе также была включена в Палийский Канон только на Третьем Соборе.

Моггалипутта Тисса сообщил Ашоке, что подлинная доктрина Будды именуется Вибхаджавада – Учение Исследования. Традиционно ланкийские тхеравадины и некоторые другие ранние школы соотносили себя с Вибхаджавадой, куда не входили такие школы как Махасангика, Саммития и Сарвастивада (позиции последней, однако, противоречили всего 3 пунктам Катхаваттху). Вибхаджавадины считали себя прямыми последователями ортодоксальной Стхавиравады (см. Второй Собор). Школа Тхеравады выделилась как одна из четырёх школ, появившихся из Вибхаджавады, и также представлявшая ортодоксальную позицию буддийского учения.


См. также:

Первый буддийский собор
Второй буддийский собор
Четвёртый буддийский собор
Пятый буддийский собор
Шестой буддийский собор
 
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт