|
уддизм
– старейшая из мировых религий. История буддизма начинается
с момента рождения принца Сиддхаттхи
Готамы. В возрасте тридцати пяти лет, после шести
лет строгой аскезы, он обрёл просветление, став известным
миру под именем Готама Будда. В течение сорока пяти
лет, странствуя по Индии, он проповедовал открытый им
Благородный Восьмеричный
Путь. На восьмидесятом году жизни он ушёл в окончательную
ниббану. Этот год принят за начальную дату буддийского
календаря. Она соответствует 542 году до н.э. по григорианскому
календарю.
В этом же году был проведён Первый Буддийский Собор,
на котором проповеди Будды были тщательно проверены,
систематизированы и сохранены. В течение следующих ста
лет происходило дальнейшее развитие буддизма в Индии.
На Втором Соборе происходит первый раскол Сангхи на
большую общину (Махасангхику) и Путь Старцев (Тхераваду).
С этого момента можно говорить о Тхераваде, как о самостоятельной
школе, оставшейся на ортодоксальных позициях и охранявшей
первоначальное наследие Будды.
На Третьем Соборе, состоявшемся при императоре династии
Маурьев – Асоке Великом – происходит окончательный раскол
буддизма на 18 школ. Этот период истории развития буддизма
в Индии принято называть ранним
периодом. Дальнейшая история постепенно разводит
буддийские школы в разных направлениях. Возникают новые
школы, исчезают старые. Тхеравада закрепляется в Шри-Ланке,
куда проникла ещё при Асоке Великом. В первом веке до
н.э., на Четвёртом Соборе, Типитака
впервые записывается на пальмовых листьях.
На рубеже новой эры в Индии начинает формироваться Махаяна
– позже ставшая известной как «большая колесница», выросшая
из реформированных школ и подвергшая буддийское учение
значительной переработке. В середине первого тысячелетия
возникает новая форма Махаяны – Ваджраяна, которая быстро
развивается, а в конце первого тысячелетия проникает
в Тибет и пригималайский район. В это же время буддизм
в Индии начинает приходить в упадок под давлением реформированного
индуизма и натиском новой молодой религии – ислама.
Постепенно буддизм в Индии исчезает.
Буддизм Тхеравады в континентальной части Азии также
практически сходит на нет. Но вскоре вновь образованные
государства Индокитая, которым требовалась новая, объединяющая
доктрина, принимают буддизм Тхеравады. Территория современных
Бирмы, Тайланда, Камбоджи, Лаоса, Южного Вьетнама и
Северной Малайзии принимают буддизм Тхеравады. Поскольку
эти страны находятся недалеко от экватора, Тхераваду
часто называют «южным буддизмом» в противовес махаяне,
которую называют «северным буддизмом».
|
тех странах, где буддизм получил значительное распространение,
он стал государственной религией и идеологией. Буддизм
здесь неотделим от истории этих народов и стран, поскольку
он оказал влияние на этику, менталитет, политический
строй и культуру.
В середине второго тысячелетия страны, исповедующие
буддизм Тхеравады, сталкиваются с колониальной экспансией
европейских держав и с христианством. В истории буддизма,
создававшегося во многом в полемике с брахманизмом,
начинается новая эра. Казалось бы, под воздействием
экономической и культурной мощи Запада, буддизм должен
был бы исчезнуть, но он не только сохранился, но и
стал тем ядром, вокруг которого во многих странах
шло объединение для борьбы с колониальной зависимостью,
которая, в конце концов, завершилась обретением независимости
буддийскими странами.
конце 19 века на Западе начинает расти интерес к буддизму
Тхеравады. Прежде всего это происходит в Великобритании
и Германии. На рубеже двадцатого века появляются первые
европейские монахи. С этого же времени Тхеравада начинает
своё распространение по Европе и Америке. Позже Тхеравада
проникает в Австралию, а затем – и в Россию.
Данный
раздел нашего сайта посвящён истории распространения
буддизма и историческим фигурам,
сыгравшим в этом значимую роль.
|
|