|
татуя
Изумрудного Будды
уже более двух веков является палладиумом бангкокской
монархии и государства, одной из самых почитаемых
национальных святынь. Она представляет собой сидящего
Будду, сделанного из полупрозрачного зеленоватого
камня - халцедона.
Статуя появилась в Сиаме в XV в., и уже в ту эпоху
легендарная биография и историческая судьба поставили
её в первый ряд среди наиболее известных буддийских
статуй. Различные тайские хроники подробно излагают
«биографию» Изумрудного Будды. В хронике «Джинакаламалини»
время её создания отнесено к I в. до н.э. Спустя 500
лет после Париниббаны Будды, тхера Нагасена, духовный
наставник царя Милинды в Паталипутре, чтобы упрочить
Дхамму, решил создать статую Будды из драгоценного
камня обладающего особой магической силой. Подобный
камень, «изумрудную Драгоценность», вняв молитвам
Нагасены, достал бог Индра. Из этого камня и была
сделана статуя Будды, в которую потом по велению Нагасены
вошли ещё 7 реликвий Будды.
Статуя
первоначально находилась в Паталипутте, затем была
перевезена на Ланку. Откуда её, вместе с Типитакой
увёз правитель Пагана - Ануруддха. Но, когда он совершал
обратный путь на континент, поднялась буря, и корабль
прибило к берегам Камбоджи. Затем, статуя попала в
Аютию, в Лава, Кампенгнхет. Далее - в Чианграй, Лампанг
и, наконец, - в столицу Севера Чиангмай.
«Хроника первого правления» более подробно рассказывает
о появлении статуи на севере Таиланда. Событие это
датируется 1434 г. Статуя Изумрудного Будды находилась
тогда внутри большой старой ступы в Чианграе и была
укрыта от посторонних глаз слоем штукатурки. Во время
грозы от удара молнии ступа разрушилась, и все увидели
среди обломков позолоченную статую. Её перенесли в
вихан храма, но через несколько месяцев, покрытие
стало осыпаться, и тогда монахи, отчистив его, обнаружили
изумрудную статую.
Жители приходили, поклониться статуе. Правитель Чианграя
известил о находке верховного правителя севера - короля
Чиангмая. Чиангмайский король тотчас же повелел доставить
ему статую. Изумрудного Будду водрузили на спину слона
и повезли в Чиангмай. Когда процессия достигла перекрестка
дорог на Чиангмай и Лампанг, слон пошел к Лампангу,
и его никаким образом нельзя было повернуть назад.
Слона заменили, но и новый слон повернул по направлению
к Лампангу. Правитель Чиангмая, узнав о случившемся,
испугался: вероятно, дух - хранитель статуи не желает
идти в Чиангмай. Статую доставили в Лампанг и поместили
в храм, построенный на средства собранные населением.
32 года статуя находилась в Лампанге. В 1468 г. новый
правитель Чиангмая велел перевести статую в Чиангмай,
где она находилась в сокровищнице вихана в храме,
и её иногда показывали народу.
В 1552 г. король Сеттатхират, направляясь в Лаос,
взял статую с собой и поместил её в прасате в Луанг
- Пхабанге, где она находилась 20 лет. Затем статуя
215 лет была во Вьентьяне. В 1778 г. сиамский генерал
Чакри (будущий король Рама I) занял Вьентян и увез
статую в Тонбури.
В Сиаме существует много легенд и литературных произведений,
которые подробно рассказывают о путешествиях этой
знаменитой статуи по морю и по воздуху, а также о
её переездах по тайской и лаосской земле. Она не раз
служила причиной военных столкновений, ссор и заговоров.
Например, борьба за обладание этой статуей привела
к войне между Аютией и Чиангмаем в 1492 г.
Существует поверие, что статуя Изумрудного Будды и
статуя Пхра Банг питают взаимную неприязнь и не переносят
близкого соседства друг с другом. При попытке их размещения
в одном городе, на данную местность обрушиваются невзгоды.
В 1785 г. статуя Изумрудного Будды была перевезена
из Тонбури в храм Пхра Кео на территории Большого
Королевского Дворца в Бангкоке, где она и находится
в настоящее время.
(обратно
к списку статей) |
|
|