Образ жизни > Отчёты и впечатления > 2012
 
 
Место, в которое нельзя не вернуться.
страница: 1 / 1

Отчёт Константина Калтыгина о посещении монастыря Па Аук Тайя. Мьянма. 2012

Уорога

Это совсем несложно. Для поездки в Мьянму необходима виза, которая легко получается в Москве. Нужно заполнить простенькую анкету, принести фотографии и заплатить 20 долларов. При получении внимательно проверьте правильность написания своих данных на визе. У меня сделали ошибку в имени, но в тот же день сверху наклеили новую визу.

По прилёту придётся разменять немного денег в аэропорту. Курс там весьма неплохой, лучший удалось найти только в некоторых банках Янгона и на Скотт-Маркете там же. Несколько замечаний: курс различен на банкноты разного достоинства. Если за 100-долларовую купюру на момент моего визита (июнь 2012 года) можно было рассчитывать на курс 1 к 845, то на банкноты достоинством в 1 - 10 долларов только 1 к 810. При этом доллары должны быть не старше 2006 года выпуска и находиться в идеальном состоянии (т.е. быть не мятыми и без надписей). Валюта Мьянмы называется кьят (чат).

Цена на такси от аэропорта до центра Янгона примерно 6 - 7 тысяч кьят. Однако если вы не турист, а путешественник, и не имеете лишних денег, тогда воспользуйтесь следующим способом: выходите из здания аэропорта и отправляйтесь налево. Минут через 5 вы увидите небольшую стоянку стандартных тойотовских пикапов. Скажете водителю, что вам нужно на bus station и за 200 кьят вас туда доставят. Большинство бюджетных гестхаусов и отелей расположено в Янгоне в районе пагоды Суле. Туда и отправляйтесь, предварительно сказав кондуктору в автобусе «Сули пайя». Проезд стоит 150 кьят. Таким образом, вы доберётесь до центра всего за 10 - 12 рублей. И главное даже не это, а то, что вы сможете погрузиться с первых же минут в жизнь Мьянмы.

Возле пагоды Суле не проблема найти дешёвый гест. Я обошёл десяток, и самым подходящим оказался Mahabandoola Guesthouse возле широко известного Okinawa Guesthouse - 5 долларов за ночь. Далее вам нужно будет озаботиться покупкой билета в город Моуламьяин. Для этого я очень рекомендую Tourist Office, расположенный слева от пагоды Суле, рядом с католической церковью. Во-первых, там была найдена лучшая цена на автобус - 6500 кьят. Во-вторых, в Мьянме я столкнулся с интересной проблемой: даже в крупных столичных банках вам не могут (или, что вероятнее, не хотят) разменять 100-долларовую бумажку на купюры поменьше, а ведь чаще всего в поездке требуются мелкие доллары. Так вот, в этом офисе вам с радостью всё разменяют. Ещё там можно скинуть рюкзак до вечера. Я уже не говорю о качестве предоставляемой информации.

Автобус отправляется утром, но сначала вам нужно будет добраться до пикапа, который доставит вас на автовокзал Aung Mingalar. Стоянка пикапов расположена возле стадиона Aung San, снизу под мостом. Там, кроме того, ещё много разных фирм, продающих билеты. Если заблудились, спросите у прохожих или таксистов, - почти все знают это место. Прогулка сюда от пагоды Суле займёт от силы минут 20 - 25 и будет сопровождаться потрясающими картинами просыпающегося Янгона. По достижении стоянки просто покажите ваш билет и вас загрузят в нужный пикап, который подвезёт прямо к двери автобуса.

Ехать от Янгона до Моуламьяина не так долго, и уже часам к 4 дня можно переступить ворота монастыря Pa Auk, предварительно доехав до Моуламьяина. Всякие таксисты и юмористы заряжают цены в 3, 4 и даже 5 тысяч кьят за поездку до монастыря. Бирма была бы Сингапуром, если бы таксисты тут столько получали за 10 минут езды. Отказывайтесь от подобных предложений, параллельно подходя к местным водителям, и показывая им название монастыря на бирманском (очень желательно запастись такой табличкой заранее). Вскоре вас посадят в нужный автобус и выгрузят прямо у монастырских ворот, всего за 300 кьят.

Монастырь


Слева от ворот вы увидите несколько маленьких кафе и ресторанчиков, где можно отлично отобедать за 1000 кьят и даже погонять в бильярд. Но это позже, пока же вам нужно двигаться по дороге вперёд. Сразу скажу, что монастырская территория огромнейшая, и дорог здесь более чем достаточно. Не стесняйтесь спрашивать у окружающих, куда какая ведёт. Мне повезло в первые же минуты встретить монаха-фаранга, кажется из Канады, который доступно изложил мне всё, что касается распорядка, правил и дорожных направлений в этом монастыре. И почему-то с первого раза угадал, что я из России. Позже мне встретился ещё один монах европейской внешности и одна монахиня. Из других иностранцев очень много корейцев и вьетнамцев, как монахов, так и штатских.

Итак, пройдя по главной дороге до большого здания под названием Sangha Ofiice (там расположены комнаты для паломников), нужно пройти ещё чуть вперёд и там будет «ресепшн». Зайдя туда, я увидел высокого крепкого монаха, проверявшего чьё-то домашнее задание по Палийскому канону. Он попросил меня заполнить небольшую анкету, забрал паспорт и проводил в мою комнату в Sangha Office. Замечу, что в монастыре можно оставаться настолько долго, насколько позволяет ваша виза. Стандартная туристическая выдаётся на 28 дней и не продляется, однако если вы хороший человек, и устремления ваши чисты и благородны, то смело обращайтесь в монастырь или в какую-либо религиозную организацию, и вам с радостью помогут получить специальную «медитационную» визу сроком на 90 дней. Насколько строги требования по целевому использованию сей визы, и чем грозит ослушание я не выяснял.

В здании Sangha Office, помимо комнат, есть душевые кабинки, туалет (внимательно прочтите правила пользования!) и даже стиральная машина. Если вам потребуется срочно отправить e-mail, то и такая возможность есть, для этого необходимо обратиться к специальным людям, чьи имена указаны на двери комнаты с компьютером. Здесь же неподалёку наличествует и санчасть. Одним словом, условия в монастыре достаточно тепличные.

Жизнь и практика в монастыре


Гуляя по территории, я заметил какое-то собрание людей во главе с двумя монахами. Как выяснилось тут, по предварительной записи, задавали вопросы известному учителю медитации монаху Ревате. Меня в списках на сегодня не было, поэтому, немного посидев и вникнув в ситуацию, я собирался откланяться. Однако меня остановил монах, который хотел узнать кто я и откуда. Удовлетворив своё любопытство, он подарил мне свою книжку «Awaken, oh world!» и сказал, что завтра после второй утренней медитации я смогу найти его в здании «ресепшена» и задать любые вопросы. Удивительно добрый и внимательный человек этот монах Ревата. Впрочем, в Бирме таких монахов немало.

Отходя в этот вечер ко сну, я совершил непоправимую ошибку: оставил не завязанным свой рюкзак, в котором лежали конфеты-леденцы. Вскоре огромные толпы муравьёв проложили себе путь к счастью.

Утром я проспал не только первую медитацию, но и завтрак - предыдущие дни в Бирме были тяжеловаты. Но это здесь никого не волнует. Да, в монастыре есть свой распорядок, и день расписан по часам. Однако никто контролировать вас не будет, и нянчиться с вами не собирается: вы приехали сюда сами, по доброй воле, поэтому и следить за собой извольте сами. Это что касается распорядка дня. А вот правила проживания и поведения в монастыре, безусловно, существуют и за их несоблюдение могут спросить по полной. Некоторые касаются вопросов практики (приходить на медитацию не позднее 5 минут до начала, не шуметь, сидеть не двигаясь максимально долго), другие лежат в области «нравственной гигиены» (не курить, не пить алкоголь, воздерживаться от половых контактов и т.п.)


Зал для медитации расположен ещё дальше по главной дороге и не заметить его невозможно - это огромное двухэтажное здание. Первый этаж предназначен для всех желающих, а второй только для монахов. Но это я узнал эмпирическим путём. Перед началом медитации можно взять подушку для сидения и, обязательно, - антимоскитный «шатёр». В противном случае медитация грозит превратиться в практику подношения собственной крови комарам.


Сами сессии длятся примерно полтора часа. Кстати на первом этаже у левой стены висят множество забавных парных картинок: новорожденный младенец и согбенный старик; бодибилдер и инвалид; довольный курильщик и его внутренности и т.п. Весьма мотивирующее. А второй этаж украшен изречениями Будды, насколько я смог понять это из Дхаммапады.

Прогуливаясь днём возле столовой, я встретил ещё одного замечательного человека, условно назовём его «начальница кухни». В течение следующих десяти минут я был снабжён полным набором посуды и остатками дневной трапезы. И в последующем эта женщина много мне помогала, рассказывала всякие интересности, а в последний день организовала настоящий сюрприз. Но об этом позже, а пока непосредственно о монастырской трапезе.

Трапеза

Примерно за полчаса до начала завтрака или обеда возле столовой, совмещённой с женским медитационным залом, начинается бурная деятельность. Это монахини и приехавшие помогать миряне накрывают стол. В огромных котлах дымится рис и приправы к нему, а также различные салаты.

 

Чуть дальше разливают кофе и другие напитки, ещё дальше выдают фрукты и сладости. И к назначенному сроку монахи выстраиваются в два бесконечно длинных ряда с чашами для подаяния. Надо сказать, что только в этот момент осознаёшь, как много монахов в монастыре. Остаётся только удивляться: где они прячутся всё остальное время? После монахов за пищей могут подходить монахини, которых здесь совсем немного, а в конце миряне, которых и того меньше. Получив пищу, монахи направляются кто куда, здесь несколько трапезных. Некоторые едят прямо на дорожках, но при этом сидя лицом к стене.

Когда я в первый раз попал в столовую на минус первом этаже, я удивился как там чисто, и как мало столиков. Посуду можно помыть прямо тут же (вообще-то для этого сверху поставлено множество раковин с чистящими средствами). Оказалось что это место только для монахов.

После еды посуду нужно вымыть и отнести в специальное место. А если вы не рассчитали свои силы и набрали слишком много еды, или что-то оказалось несъедобным, то остатки необходимо рассортировать и отправить в специальные большие корзины на выходе - им найдут применение.

Дальше у монахов есть немного свободного времени. Кто-то тратит его на уборку своих кути, другие проводят время в беседах и чтении книг, а кто-то просто гуляет по монастырю. По лесным дорожкам можно добраться до дальних кути, и сама по себе прогулка по лесу отлично расслабляет.

Во время одной из вечерних медитаций небо резко почернело и начался настоящий проливной дождь. Дорога «домой» была весёлой: не видно ничего, ступеньки скользкие. Один монах знатно навернулся, но ему сразу же пришли на помощь товарищи с фонариками и зонтиками. Зонтик предложили и мне.

Последний день

А теперь о любопытной ситуации, произошедшей в последний день моего пребывания в монастыре. После утренней медитации я собирался сперва отдать ключи от комнаты и забрать паспорт, а после как-то отблагодарить моего главного здесь помощника - «начальницу кухни». В планах на сегодня был осмотр Моуламьяина и ещё нужно было успеть на последний автобус в Пха-Ан. И вот, захожу я к себе в комнату, а там сидит молодой монах с моим паспортом. Оказывается он приехал сюда медитировать, по-английски говорил совсем немного, а мой паспорт вместе с наилучшими пожеланиями ему передал монах-ресепсионист. «Дела…», - подумал я и пошёл на кухню. Почти сразу мне удалось найти «начальницу» и её подругу. На вопрос «как мне отблагодарить лично её и весь монастырь за гостеприимство?» она, немного подумав, сказала: «А хочешь сделать подношение пищи монахам? Это очень почётно для мирянина». Я с радостью согласился, хоть и не был уверен, что справлюсь с этим.


Ближе к обеду мне выдали полиэтиленовые фартук, чепчик, перчатки и отправили на самый ответственный пост - раздавать монахам мороженое. Мороженое было привезено в больших котлах, из-за чего для полного технологического процесса требовалось три человека: первый зачерпывал из котла нужную порцию и клал в стаканчик, второй добавлял ложечку для еды, а третий непосредственно ставил стаканчик на патту монаху. Мне «посчастливилось» быть третьим. И тут моментально выяснилось, что опасался я этой процедуры не зря. Дело в том, что монахам, при подношении пищи, запрещается смотреть в глаза дающему, запрещается и отказываться от предлагаемой пищи. Однако к мороженому отношение монахов было неоднозначным, и некоторые из них отступали от правил: отрицательно качали головой или отводили котелок в сторону. Другие, напротив, придвигали его ближе, а особенно обрадовался лакомству молодой монах-фаранг. И хорошо (да простит меня Будда!) если бы все монахи так нестрого относились к этому предписанию. Но нет же! Большинство из них проходило мимо меня с каменными лицами, никак не выказывая своих намерений относительно мороженого. Некоторые возле меня едва заметно притормаживали, и им я тут же ставил стаканчик, а другим через раз. В итоге к концу церемонии осталось стойкое ощущение, что многих я обделил и карма моя не улучшится впрочем, все меня хвалили, а «начальница» в особенности.

Вот так прошли мои последние минуты в монастыре. «Начальница» и её подруга искренне жалели, что у меня было всего несколько дней в монастыре, приглашали обязательно вернуться ещё на более долгий срок. Потом организовали мне транспорт до ворот (пешком там, дескать, далековато, да и дождик накрапывает). Этим транспортом оказался грузовичок, привозивший еду в монастырь. Прождав у ворот минут 15, я запрыгнул в пикап и уже под проливным дождём покатил в Моуламьяин. Монастырь Pa Auk Tawya…… Он запомнится мне как место, в котором концентрация доброты, душевного тепла и гостеприимства зашкаливает за все известные пределы. Местом, в которое нельзя не вернуться.


    Автор: Константин Калтыгин
Дата отчёта: 03.07.2013

Просьба ставить прямую ссылку на наш сайт при копировании материалов.


(к фотоальбому путешествия)
(обратно к списку отчётов)


 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт