Образ жизни > Отчёты и впечатления > 2013
 
 
Пять дней как они есть
страница: 1 / 1

Заметки Марии Сидоровой о медитативном затворе в нашей общине 2013 год.

Т ного слышала от разных знакомых о випассане, буддийской практике медитации, которая нынче стала достаточно популярна. Буквально она означает: «видение как есть» и предполагает приобретение практического опыта осознанности, того что есть на самом деле, без украшенных причудами нашего ума излишеств и придумок. Это конечно очень приблизительное и простое описание, религиозные люди, буддисты получают от этой практики несомненно больше. Я здесь описываю свои впечатления как новичок, не буддист, но человек, заинтересованный в развитии осознанности и занимающийся йогой. Я даже хотела поехать на две недели куда-то на Украину, но денежно-пространственные трудности воплощения этой идеи в жизнь помешали. Поэтому я обрадовалась возможности получить такой опыт здесь, в Питере, и внезапно получив от знакомой ссылку на объявление о наборе желающих, я сразу же записалась.

Прибыв в назначенный день по указанному адресу, я оказалась перед входом…в церковь. Эта церковь принадлежит одной их протестантских конфессий, и здесь я не буду называть, какой именно, чтобы соблюсти политкорректность. Когда из церкви вышел буддийский монах, бханте Топпер, мой разум медленно поплыл восвояси. Мы зашли в боковую дверь храма и стали подниматься по бесконечным лестницам на самый верх, пока не оказались в небольшой круглой комнате без окон, над которой находилась другая круглая комната, наоборот вся в окнах, похожая то ли на часовню, то ли на перестроенную колокольню. Теперь там находится алтарь, на стенах фотографии статуй Будды и рисунки, иллюстрирующие сцены из его жизни. Ощущение такое, что я попала в некую параллельную реальность, и это ощущение усиливалось настойчивыми звуками органа, который услаждал наш слух все 5 дней заточения.

День первый

Я очень боялась опоздать, приехала накануне вечером, кроме меня был один парень из Москвы, затем приехала Наташа и Илья. Мы долго пили чай, знакомились, разговаривали. Спать легли довольно рано, расстелив туристические пенки и спальники прямо на полу: мужчины - на втором (или каком?) этаже, мы на «первом». Четверо москвичей приехали на следующий день, и собственно на следующий день разговаривать уже не разрешалось. Спать на полу было не очень удобно, зато вставать в 6 утра гораздо проще. Утром спала на ходу - и как медитировать, когда все время проваливаешься в сон? Уже на утреннем инструктаже бханте вдруг обратился ко мне: «Вы уже спите?». Далее для меня была не медитация, а скорее борьба со сном и поиск удобного положения ног. Небольшой отдых после обеда сделал эту борьбу менее ожесточенной, но сосредоточиться по-прежнему было трудно, мысли лезли как назойливые муравьи, хотя я честно пыталась сосредоточиться на дыхании. Всего было 7 сидячих часовых медитаций и кажется 3 медитаций при ходьбе. Ходьба мне понравилась, легче было сосредотачиваться на движении стопы и удавалось не засыпать, хотя даже при ходьбе временами пошатывало. Что же будет со мной через 5 дней? Без полноценной еды и сна? Одно успокаивало: люди практикуют это, и никто пока не умер, даже, напротив, из этого умудряются извлекать пользу. Я была обеспокоена тем, что медитация плохо удается, что я засыпаю, устаю и хочу есть. К тому же многое мне было непонятно, а вопросов никаких задавать нельзя. Делиться впечатлениями нельзя, общаться нельзя. Ты только в себе и с собой наедине полностью. Подхожу к окну, смотрю на оживленную жизнь города, в глаза бросается надпись: UNYVERSE. Спасибо за напоминание! Хорошо наблюдать за UNYVERSE отсюда, с самой крыши церкви и так же видеть эту самую UNYVERSE внутри, медитируя перед статуей Будды. А вообще нет никаких инсайтов.

День второй

Вообще-то режим у нас очень даже мягкий: 6-7 часов сна, это не 3-4 как оно бывает в каких-нибудь монастырях Таиланда. Двухразовое питание (завтрак и обед) простой пищей (каша и овощи, немного печенья) оказывается вполне достаточно для поддержания жизни. Вообще к режиму наступает привыкание, многое дается легче и спать хочется меньше. Очень радует нежданная йога, по полчаса утром и вечером, все благодаря Юлии Ежовой, инструктору по йоге, что приехала в составе московской группы. Знаю, что часто во время випассаны запрещены какие-либо посторонние практики, в том числе и йога, да и ведение дневника не приветствуется. Поэтому еще раз повторюсь: условия для меня как для новичка более чем комфортные. Даже расположение туалета на первом этаже вижу теперь как плюс, поскольку это лишний повод прогуляться и размять затекшие ноги. Несмотря на то, что я ринулась на випассану спонтанно и старалась не думать о том, что некоторые ожидания все же были, и они не соответствовали действительности. Я видела себя сидящей в позе лотоса неподвижно и безмятежно, вдали от мирской суеты и беспокойных мыслей. На деле же все было ровно наоборот: не то, что в позе лотоса, усидеть бы хоть в какой-то позе, обложившись одеялами и подушками, забыть бы хоть на пару минут о коленях. Думала с сидячими позами проблем у меня не будет, ведь я же преподаватель йоги! Немного беспокоилась за спину, но как ни странно спина не только не болела, а исчезло мышечное напряжение, которое уже давно беспокоило, зато колени…усидеть даже 5 минут иногда казалось невыполнимой задачей, а впереди еще три дня. Если же волшебным образом колени переставали болеть, то появлялась другая напасть - клонило в сон, мыслеобразы в голове из семантических превращались в зрительные. Объектами сновидений были все те же люди, что медитировали в одной комнате со мной, только они вставали, ходили, у бханте появились огромные палки в руках, которыми он пытался меня шевелить. Качнувшись и чуть не упав с грохотом, я проснулась, услышав: «Перерыв 5 минут».

Кроме медитаций сидячих и при ходьбе, лекций, инструктажа, наше расписание включало карма-йогу, попросту говоря уборку помещений церкви. О, как я радовалась уборке! Не помню, что бы раньше уборка доставляла столько удовольствия! Даже потеря немногочисленных и без этого калорий не пугала. Уборка - это тоже своего рода медитация, это возможность делать нечто осознанно, применить теорию к практике, размять колени, перекинуться парой слов с «коллегами». Я уже попривыкла к нашему необычному соседству с церковью и органом, но все ж таки… в момент здесь и сейчас что происходит? Я мою пол в алтаре протестантской церкви под руководством буддийского монаха, накануне православной Пасхи, расценивая это как элемент карма-йоги!!!! Звучит феерично! Смеюсь от души и, знаете, мне нравится мыть алтарь. Вторая половина второго дня вообще прошла с ощущением света и тепла, случился некий катарсис, перемена, неожиданно вспомнились некоторые вещи, с которыми я никак не могла примириться и договориться внутренне, а теперь я словно освободилась от напряжения и бесконечных гонок. Все вокруг очень простое в своей сложности. Я мою пол, пережевываю пищу, люблю, испытываю раздражение, боль, снова люблю, дышу, сплю. Мне не нужно придумывать ничего, мышление становится очень ясным, хотя особых инсайтов до сих пор нет.)

День третий

Нас покинул Илья сегодня утром. Мне казалось, что это произойдет раньше, было видно, что ему тяжело. Пользуясь случаем, еще раз напомню, что випассана физически достаточно выматывающая практика, по крайней мере, для новичков и если вашей целью является просто удовлетворение интереса, то все это, по меткому выражению бханте, наш «кружок» напоминает скорее «клуб мазохистов», чем собрание «просветленных». Моя цель-минимум - успокоить ум, очистить голову от накопившегося мусора - была достигнута более или менее, я приобрела ценный опыт, полезный для жизни. При этом многие мои представления о себе, о мире пошатнулись, что с этим я делаю дальше - тема другой статьи, другого разговора.

На лекции сегодня разговор пошел о ключевых понятиях буддизма, составляющих три признака существования: аничча (непостоянство всего), дуккха (страдание, неудовлетворенность) и анатта (отсутствие «Я»). Я ждала этого разговора, поскольку на практике можно наблюдать эти признаки довольно часто, особенно здесь, во время медитации. Самый простой пример: медитация то удается, то не удается, колени то болят, то проходят и это непостоянство, о страданиях я уже написала достаточно, но ведь помести меня в люкс-отель, положи на подушки, окружи изысканными яствами, я всегда найду повод, что бы пострадать. У кого-то хлеба мало у кого-то жемчуг мелкий, другими словами. С отсутствием «я» было смириться труднее, как можно отказаться от него? Как же Мое эго, Высшее Я, Божественная искра, внутренний свет и прочая и прочая… Но у кого сейчас болит колено? Чье это колено и сколько этому колену осталось? 30-40-50 лет? А потом оно разрушится и умрет и никакое Высшее Я с этим ничего поделать не сможет. Идея «Я» - моя идея контроля. Мое напряжение, моя боль в спине…Желание переживать инсайты постепенно сходит на нет)

День четвертый

Проснулась от шума чайника - собирала вещи, что бы ехать домой, в Москву, Аня. Она сожалела, что остаться не может, и я лишний раз порадовалась, что могу остаться здесь до конца. Я четвертый день обхожусь без кофе и удивляюсь тому, что даже не скучаю и не вспоминаю особенно. Потребность во сне и в пище уменьшается, что тоже удивило. Вообще сегодня трудный день: 7 часовых сессий нисидха самадхи и 3 медитации при ходьбе по полчаса. Боялась, что колени умрут окончательно, но получила неожиданный бонус: нам было разрешено пару раз медитировать в более свободной позе, размышляя о смерти. Медитация называется МАНАРАСАТИ, памятование о смерти, о тленности всего сущего, momento mori, проще говоря. Рекомендовалось наблюдать образы разрушения, умирания в природе, замечать возрастные изменения в своем теле в том числе. Я была готова медитировать на проявляющиеся с каждым годом морщины отстраненно и без жалости к себе, лишь бы дать послабление затекающим коленям, хотя в целом не то что бы веселое занятие. С течением времени разрушаются горы и высыхают моря, что говорить о моей ничтожной короткой жизни, что я могу успеть? Как распоряжаюсь ею? В моей жизни были моменты, когда смерть находилась очень близко ко мне, к моим близким, я не помню ощущения страха, но я во много раз больше ценю каждый момент жизни, пусть иногда все кажется бессмысленным и несущимся в никуда. Знаете, я не всегда понимаю что правильно, а что нет, как нужно и как не нужно, я просто стараюсь прожить свою жизнь максимально осознанно, и если человеческая жизнь действительно представляет такую огромную ценность, как считается во всех религиях, то я постараюсь не пропустить ни одной секунды, осязать, вдыхать, чувствовать…

За эти два дня мы практиковали медитации на распознавание чувственной жажды (желаний), недоброжелательности, исследование природы боли. Открытие состояло в следующем: куда ум направляется - там усиливается и проявления чувств и ощущений. Например, когда я сижу и думаю, о своем больном колене - оно начинает болеть еще больше, как только удается перевести внимание на что-то другое, на дыхание, например, - о боли можно забыть. Так же если я думаю, о своем гневе - выходит, что я кормлю его и он растет, пока не взорвется и не ударит по мне или по кому-то другому. Что же делать с гневом? Бханте говорил о противоядиях, в случае гнева и недоброжелательности - это любовь и дружелюбие. Очень стройная, логичная и практичная система, а инсайтов особых так и нет))

День пятый

После завтрака нас осталось трое - часть москвичей уехала на машине домой. Я на следующий день, когда села за руль вспоминала их и надеюсь, они добрались хорошо. А вспоминала, потому что водить машину было очень тяжело - осознанность мешала, плюс я поминутно отвлекалась - по небу плыли роскошные серо-розово-фиолетовые, местами бордовые питерские облака. Последний день, а медитация только начинает получаться! 5 дней пролетели незаметно, без Интернета, телефона (кроме вечерних смс родным, что все хорошо), кофе и разговоров, а теперь надо возвращаться, общаться, ходить на работу с ощущением, будто с меня сняли кожу, что бы осязать больше, обострили слух и зрение. Готова ли я теперь видеть и слышать больше чем, раньше? Готова ли ежесекундно чувствовать прикосновение ветра к щеке?

Две последние сидячие медитации были направлены на развитие любящей доброты, безусловной любви. И тут я поняла, что это именно та составляющая, которой мне все пять дней так не хватало. Эта медитация, или МЕТТА БХАВАНА, направлена на развития определенных эмоций, которые способствуют развитию этой самой любви-доброты. И конечно без конкретных жизненных ситуаций, без применения этой любви на практике говорить о своей любви бессмысленно, здесь на коврике, любить пьяного соседа или самодура-начальника гораздо проще, чем в жизни, однако это действует как он-лайн тренажер по вождению. Стараюсь запомнить состояние, что бы затем применять его в жизни и тогда не так страшно выйти в мир такой: без кожи, с нервами наружу, с глазами во все лицо…Нужны ли мне все еще инсайты? Думаю нет…

P.S. После мета-медитации, собравшиеся было на небе тучи внезапно рассеялись, крыши домов засверкали и свет упал на небольшую статую Будды, что на алтаре. И в левой груди Будды засиял красно-золотистым светом лучик, будто драгоценный камень был прикреплен к области его сердца. Когда позже я подошла посмотреть на этот камень - оказалось что статуэтка не содержит никаких камней - абсолютно ровная поверхность золотистого металла, без инкрустаций… Это была всего лишь игра ума и света, невероятно четкая иллюстрация настоящего момента. И теперь, когда я хочу почувствовать любовь, раствориться в ней, поделиться ею с другими - я вспоминаю это горящее рубиновое сердце, лучик которого проникает в мое…

   Автор: Мария Сидорова
Дата отчёта: 03.06.2013

Просьба ставить прямую ссылку на наш сайт при копировании материалов.
 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт