Образ жизни > Колонка редакции > Интервью
 
 
О сложностях жизни монахом в Таиланде

Как упомянул в своём недавнем отчёте Дост. Киттисаро, иностранец, собирающийся стать монахом в Таиланде, не представляет с какими подводными камнями ему предстоит столкнуться помимо сложностей самой монашеской жизни как таковой. Поскольку для серьёзных буддистов эта информация представляет определённый интерес, я решил дополнить картину, обратившись к опыту другого монаха, который уже долгое время проживает в Таиланде – Дост. Дхамманандо.


SV: Хотелось бы задать вам пару вопросов, поскольку, как я понимаю, вы могли бы ответить не с точки зрения теории, а с позиции личного опыта. У меня к вам вопрос о проживании иностранца в статусе монаха в Таиланде. Встречаются утверждения от монахов-иностранцев, которые уехали из Таиланда, что тайское общество никогда не примет тебя полностью в качестве буддиста, даже если ты монах, и нужно либо научиться жить с таким отношением со стороны тайцев, либо просто уехать из страны и жить монахом где-либо ещё (а может даже и снять монашеские обеты вообще).

Дост. Дхамманандо: В основном, это правда насчёт тайцев. Вне сомнений, буддизм здесь – организованная религия, которая рука об руку идёт с национальным шовинизмом и самомнением. Частью этого самомнения является то, что таец чуть ли не магическим образом гораздо лучше ухватывает буддизм, чем любой иностранец. И таким образом, западный монах может быть посвящён в монахи в Таиланде уже 20 или 30 лет как, но всё равно новопосвящённые саманеры будут подходить к нему и предлагать обучить его Дхамме -) Тем не менее, было бы преувеличением сказать, что все тайцы такие. Есть достаточно умные и свободомыслящие тайские буддисты, благодаря которым жизнь здесь становится вполне себе переносимой, а то и даже приятной, для иностранного монаха.

SV: Правда ли, что тайцы хотят, чтобы ты стал постоянной частью их сообщества, и если ты интроверт – то у тебя будут проблемы с тем, чтобы побыть в одиночестве или даже жить в одиночестве?

Дост. Дхамманандо: У меня иной опыт. Я очень интровертен и одиночка по жизни. Со своего опыта могу сказать, что в каждом тайском монастыре, в котором я жил, местные монахи очень быстро понимали каков я и делали так, чтобы мне было проще. В некоторых местах они находили это несколько странным и даже давали мне прозвища типа "человек-оркестр". Но они никогда не давили на меня в том, чтобы я стал более социализированным. Более того, они предупреждали новоприбывших монахов, что им нужно держаться от меня подальше, так как я не люблю, когда меня беспокоят.

Поэтому я полагаю, что истории, утверждающие обратное, вероятно, относятся к таким организациям как Ват Дхаммакая или традиция Аджана Чаа, где делается большое ударение на совместную работу, подчинённость, групповое мышление.

SV: Насколько я знаю, многие западные монахи уезжают из Таиланда через несколько лет, чтобы жить где-то ещё, а некоторые остаются на определённое время (как, например, Аджан Джаясаро). Как всё обстоит в действительности? Правда ли, что нужно исправить себя, чтобы жить так, что ты идеально вписался бы в тайское общество?

Дост. Дхамманандо: Да, некоторые западные монахи поступают подобным образом. Они стараются стать тайцами больше, чем сами тайцы. Что-то вроде монашеского варианта виггера (прим. ред: в рэп-культуре, когда белый пытается во всём походить на негра). Я думаю, это работает, но в этом случае это слишком серьёзно подрывает честность.

Другие стараются делать полностью обратное. Они упрямо держатся за порядки, на которых они выросли сами, и их не волнует даже то, если это приведёт к конфликту с тайцами и сделает их непопулярными в общине. Но такие монахи обычно не могут прожить долго в другой стране, так как очень непросто быть окружённым людьми, которые относятся к тебе как к чужаку – людьми, которым ты не нравишься и которые никак и ни в чём не хотят тебе помочь.

SV: Есть ли вариант не следовать модели тайской ментальности, но всё равно жить мирно и без особых проблем в Таиланде в течение десятков лет? Если такое возможно, то какой здесь можно дать совет?

Дост. Дхамманандо: Есть срединный подход:

1). Тренируйте себя так, чтобы есть наибольшую часть местной пищи, отказываясь только то той, которая однозначно вредна именно для вашего здоровья, например, подтухшая рыба, которая бьёт по печени.

2). Учитесь держать своё мнение при себе, особенно когда речь заходит на такие эмоциональные темы как монархия, политика Таиланда, споры и разногласия, возникшие в монастыре.

3). Будьте дружелюбны с мирянами, но также и держитесь от них на определённой дистанции, не позволяйте себе стать частью их семьи. Например, если они приглашают вас на семейный праздник или семейную экскурсию – вежливо откажитесь. Если вы станете им как родной, то вас будут вызывать делать домашнюю работу для детей и выполнять иные отвлекающие вещи. Возможно даже, что вас захотят женить на одной из своих дочерей -)

4). Тщательно соблюдайте собственную Винаю, но не комментируйте слабое соблюдение Винаи каким-либо другим монахом.

5). Принимайте со смирением замечания со стороны, даже если тот, кто сделал замечание, неправ. Будьте осторожны, никогда не выказывайте раздражения. Это нелегко, но полезно для тренировки кханти (прим. редакции: терпения).

6). Разузнайте места, где можно найти хороших кальяна-митт (прим. ред: хороших друзей по Дхамме). Если это городской монастырь, то их можно найти в школах по изучению Абхидхаммы. В Таиланде за счёт преподавания или изучения Абхидхаммы не получится сделать денег или заработать статус, поэтому любой тайский монах, который заинтересован этим вопросом, обычно будет серьёзно относиться к Дхамме и не будет настроен только лишь на мирское. Если речь идёт о лесном монастыре, то здесь лучшими кальяна-миттами, как правило, будут одиночки – монахи, которые не входят во внутренний круг Аджана и не заинтересованы в том, чтобы статью частью этого круга.

Вот пока и всё, что пришло мне на ум. Надеюсь, эта информация поможет.


(обратно к колонке редакции)
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт