|
Но
разве буддизм не только о страдании?
|
удда
говорил, что все его учения, которых по традиции насчитывают
84.000, можно свести всего к двум:
дуккхе и окончанию дуккхи. Страдание
в виде физической боли или ментального переживания
является лишь самым грубым выражением дуккхи.
Отношение английского слова «страдание» к палийскому
понятию «дуккха» можно сравнить с отношением слов
«ярко-красный» и «цвет». Слово «дуккха» также может
быть переведено как хроническое ощущение нехватки,
или неполноты, или незавершённости жизненного опыта.
В этом смысле, дуккха – это опыт, рассматривающийся
как «не-ниббана». По этой причине, даже самые тонкие
и возвышенные состояния психики также считаются относящимися
к сфере дуккхи, потому что, так как они являются
обусловленными явлениями, привязанность к ним не может
обеспечить длительного душевного мира.
Пожалуй, наиболее просто, термин «дуккха» может быть
описан выражением «отсутствие настоящего счастья».
Будда учил пути, ведущему к прекращению страданий
(но подчеркивал, что свобода от страданий возможна
только после столкновения с ними) и достижению полного
понимания их природы. В Первой Благородной Истине
Будда говорит, что жизнь обычного непросветлённого
существа характеризуется дуккхой из-за жажды,
которая идёт рука об руку с непониманием вещей в соответствии
с действительностью.
(к
списку вопросов)
|
|