Путь
к рождению брахмой заключается в достижении
и освоении джхан, каждая из которых онтологически
соответствует определённому уровню Мира
Форм. Иногда Будда упоминает, что четыре
брахмавихары также являются средствами
к достижению рождения брахмой. Это четыре
медитации доброты, сострадания, сорадования
и равностности.
Сутты
дают противоречивую оценку брахмам, что
можно увидеть и в данной саньютте. С одной
стороны, некоторые из них являются доблестными
защитниками Учения Будды и его преданными
последователями. Однако, из-за чрезмерно
огромного срока жизни и возвышенного положения
во вселенской иерархии, они склонны к невежеству
и самомнению. Некоторые из них иногда мнят
себя всемогущими творцами вселенной и её
управителями.
Среди
самых выдающихся брахм, преданных Будде,
можно выделить Брахму Сахампати, который
несколько раз появляется в Саньютта Никае.
Сразу после достижения Буддой просветления,
он спускается из своего небесного мира к
Будде и просит его начать обучение Дхамме
в мире (СН 6.1). Он приветствует почтительность
самого Будды к Дхамме (СН 6.2), восхваляет
арахантов (СН 6.3), порицает злого Девадатту
(СН 6.12), а также появляется в момент окончательной
ниббаны Будды (СН 6.15). Он также появляется
и в других саньюттах.
Брахмы,
впавшие в невежество, представлены в лице
Брахмы Баки, который мнил себя вечным, и
Будде пришлось развенчивать это его заблуждение
(СН 6.4). В другом случае безымянный брахма
ставил себя выше арахантов, и Будде, а также
четырём его ученикам, пришлось появиться
в его мире, чтобы также развенчать это его
заблуждение (СН 6.5). Также мы видим состязание
между двумя брахмами-последователями Будды
и другим, беспечным и горделивым брахмой
(СН 6.6).
Предпоследняя
сутта рассказывает об ученике одного из
будд прошлого (Будды Сикхи), которому пришлось
демонстрировать психические силы перед целым
собранием брахм (СН 6.14). В данной саньютте
рассказывается и печальная история о монахе
Кокалике, последователе Девадатты, пытавшемся
осквернить репутацию Сарипутты и Моггалланы
(двух лучших учеников Будды), в результате
чего камма привела его к рождению в аду
(СН 6.9, 10). Последняя сутта в этом собрании
включена сюда только из-за одной единственной
строфы, которую произнёс Брахма Сахампати
в момент достижения Буддой окончательной
ниббаны.
|