Ум,
который натренирован в сосредоточении, способен
увидеть и различить тончайшие взаимосвязи
между потоками ментальной и материальной
энергии, которые не видны обычному чувственному
сознанию. Такое восприятие позволяет йогину
подключиться к глубинным потокам естественных
причинно-следственных механизмов и использовать
их так, что это будет выглядеть как мистика
или чудо.
Хотя
ранний буддизм обычно считают рационалистической
системой этики или путём чистой аскетической
медитации, всё же, в Никаях много текстов,
в которых Будда совершает сверхъестественные
чудеса и хвалит учеников, которые владеют
такими способностями. Будда порицал не сами
эти способности, а их неправильное безответственное
использование. Он запретил монахам и монахиням
показывать эти способности, чтобы поразить
мирян или обратить неверующих, подчёркивая,
что эти силы сами по себе не являются доказательством
того, что их владелец обладает также и совершенной
мудростью.
И,
всё же, Будда включил иддхи в свой
путь тренировки. Они представлены восьмеричной
формулой, которая часто встречается в суттах.
Она называется как «различные виды сверхъестественных
сил» и упоминается в этой саньютте более
десятка раз (например, в СН 51.19). Будда
также предлагает расширенную интерпретацию
различных видов духовных достижений, обретаемых
через медитацию, которая относит иддхи
к более широкой категории шести прямых знаний
(абхиннья), первые пять из которых
являются мирскими, а шестая – сверхмирской,
т.е. окончательным плодом последовательной
практики буддийского пути.
Четыре
иддхипады определяются формулой,
которая приводится в каждой сутте этого
раздела. Формулу можно разбить на три части,
две из которых присущи каждой из основ,
а третья представляет собой четыре разных
аспекта, которые и делают каждую основу
уникальной. Два одинаковых компонента –
это сосредоточение (самадхи) и формирователи
старания (падхана-санкхара). Последний
из них – это энергия четырёх правильных
усилий (самма-ппадхана). Уникальными
же аспектами третьего компонента формулы
являются факторы, которые ответственны за
поддержание сосредоточения. Это желание
(чанда), усердие (вирия),
ум (читта), исследование (вимамса).
Комментарий трактует желание как «желание
действовать» (каттукамаята), а исследование
– как «мудрость». Усердие и ум никаким особым
образом не объясняются кроме списка соответствующих
им синонимов. Вероятно, хоть в каждом состоянии
сосредоточения и присутствуют все эти четыре
аспекта, в каждом случае ведущую роль играет
один из них, обозначая, таким образом, ту
или иную иддхипаду.
Стандартная
формула иногда включена в более комплексное
её объяснение, которое показывает, что иддхипады
развиваются совместно с рядом других медитативных
навыков, которые отвечают за баланс, скрупулезность,
широту их развития (СН 51.11). Сама по себе
эта расширенная формула не очень понятна,
однако в СН 51.20 даётся её объяснение.
Короче
говоря, иддхи или сверхъестественные
силы, можно трактовать узко, как 8 видов
чудесных способностей, либо в более широком
виде, как 6 сверхзнаний, последним из которых
является освобождение ума от омрачений.
Средством достижения этих сил являются четыре
основы сверхъестественных сил (иддхипады).
|