[Благословенный
сказал]: «Монахи, следует понимать, что такое не-Дхамма и [что
такое] Дхамма, а также что такое вредное и [что такое] полезное.
Поняв, что такое не-Дхамма и Дхамма, а также что такое вредное
и полезное, следует практиковать в соответствии с Дхаммой и тем,
что полезно».
Так сказал
Благословенный. И сказав так, Счастливый поднялся со своего
сиденья и вошёл в свою хижину. И, вскоре после того, как Благословенный
ушёл, монахи стали обсуждать: «Друзья, Благословенный научил
этому краткому утверждению: «Монахи, следует понимать, что такое
не-Дхамма… что полезно». Затем он поднялся со своего сиденья
и ушёл в своё жилище, не дав детального разъяснения. Кто же
сможет в подробностях разъяснить значение этого?» И затем мысль
пришла к ним: «Достопочтенный Ананда восхваляем Учителем и почитаем
его мудрыми товарищами-монахами. Он сможет детально разъяснить
значение этого краткого утверждения. Что если мы отправимся
к нему и спросим его о значении этого? Будем помнить то, как
он объяснит это нам».
И
тогда те монахи отправились к Достопочтенному Ананде и обменялись
с ним вежливыми приветствиями, после чего они сели рядом и сказали:
«Друг Ананда, Благословенный научил этому краткому утверждению…
Затем он поднялся со своего сиденья и ушёл в своё жилище, не
дав детального разъяснения. И вскоре после того, как он ушёл,
мы подумали: «Друзья, Благословенный научил этому краткому утверждению...
Достопочтенный Ананда восхваляем Учителем и почитаем его мудрыми
товарищами-монахами. Он сможет детально разъяснить значение
этого краткого утверждения. Что если мы отправимся к нему и
спросим его о значении этого? Будем помнить то, как он объяснит
это нам». Пусть Достопочтенный Ананда разъяснит нам это».
[Достопочтенный
Ананда ответил]: «Друзья, это как если бы человеку понадобилась
сердцевина дерева, он бы искал сердцевину дерева, бродил в поисках
сердцевины дерева, и прошёл бы мимо корней и ствола великого
дерева с сердцевиной, думая, что сердцевину нужно искать среди
ветвей и листьев. Так и с вами, достопочтенные: вы сидели лицом
к лицу с Учителем, но прошли мимо Благословенного, думая, что
о значении нужно спрашивать меня. Ведь зная, друзья, Благословенный
знает; видя, он видит; он стал видением, он стал знанием, он
стал Дхаммой, он стал Брахмой. Это он – разъяснитель, глашатай,
толкователь значения, даритель Бессмертного, властелин Дхаммы,
Татхагата. В тот момент вам следовало спросить у Благословенного
о значении. То, как он объяснил бы это, так вы это бы и запомнили».
«Вне сомнений,
друг Ананда, зная, Благословенный знает, видя, он видит… Татхагата.
В тот момент нам следовало спросить у Благословенного о значении,
и то, как он объяснил бы это, так мы это бы и запомнили. Но,
всё же, Достопочтенный Ананда восхваляем Учителем и почитаем
его мудрыми товарищами-монахами. Достопочтенный Ананда сможет
детально разъяснить значение этого краткого утверждения. Пусть
Достопочтенный Ананда не увидит в этом беспокойства и даст разъяснение».
«В таком
случае, друзья, слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, друг» – ответили те монахи. Достопочтенный Ананда сказал:
«Друзья,
Благословенный научил этому краткому утверждению, не дав детального
разъяснения: «Монахи, следует понимать, что такое не-Дхамма…
что полезно». И что такое, монахи, не-Дхамма, и что такое Дхамма?
Что такое вредное, и что такое полезное?
(1) Друзья,
Неправильные воззрения – это не-Дхамма. Правильные воззрения – это Дхамма. Многочисленные плохие, неблагие качества, возникающие
с неправильным воззрением как причиной: это является вредным.
Многочисленные благие качества, имеющие причиной правильное
воззрение, что достигают осуществления посредством развития:
это является полезным.
(2) Неправильное устремление…
(3) Неправильная речь…
(4) Неправильные действия…
(5) Неправильные средства к жизни…
(6) Неправильное усилие…
(7) Неправильная осознанность…
(8) Неправильное сосредоточение…
(9) Неправильное знание…
(10) Неправильное освобождение – это не-Дхамма. Правильное освобождение
– это Дхамма. Многочисленные плохие, неблагие качества, возникающие
с неправильным освобождением как причиной: это является вредным.
Многочисленные благие качества, имеющие причиной правильное
освобождение, что достигают осуществления посредством развития:
это является полезным.
Друзья,
вот каким образом я понимаю в подробностях значение того, что
было сказано Благословенным вкратце. Теперь, друзья, если хотите,
отправляйтесь к Благословенному и спросите его о значении этого.
То, как он объяснит это, так вы это и запомните».
«Да, друг» – ответили те монахи и, восхитившись и возрадовавшись словам
Достопочтенного Ананды, они встали со своих сидений и отправились
к Благословенному. Поклонившись ему, они сели рядом и сказали
Благословенному: «Учитель, Благословенный научил этому краткому
утверждению… Затем, Учитель, мы отправились к Достопочтенному
Ананде и спросили его о значении. Достопочтенный Ананда разъяснил
нам значение такими-то способами, в таких-то терминах и фразах».
[Благословенный
ответил]: «Хорошо, хорошо, монахи! Ананда мудр. Ананда наделён
великой мудростью. Если бы вы спросили меня о значении этого,
то я бы объяснил точно также, как это сделал Ананда. Таково
значение этого, и именно так вам это следует запомнить».
|