Караджакайя
сутта: Рождённое поступками тело
АН 10.219
|
|
редакция
перевода: 06.11.2013
Перевод с английского: SV
источник:
"Anguttara
Nikaya by Bodhi, p. 1541"
|
|
[Благословенный
сказал]: «Монахи, я не утверждаю, что существует окончание намеренной
совершённой и накопленной каммы до тех пор, покуда человек не
пережил [её результатов], что может случиться в этой жизни, или
[в следующем] перерождении, или по некоему [ещё] более позднему
случаю. Но [также] я не утверждаю, что можно положить конец страданиям,
покуда человек не пережил [результаты] намеренной совершённой
и накопленной каммы.
Этот
ученик Благородных, монахи, который лишён жажды, лишён недоброжелательности,
не имеет замешательства, бдительный, постоянно осознанный, пребывает,
наполняя первую сторону света умом, насыщенным доброжелательностью,
равно как и вторую сторону, третью сторону, и четвёртую сторону.
Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, как ко всем, так и к самому
себе, он наполняет весь мир умом, наполненным доброжелательностью – обильным, обширным, неизмеримым, не имеющим враждебности и
недоброжелательности. Он понимает так: «Прежде мой ум был ограничен
и неразвит, но теперь он безграничен и развит. Здесь не остаётся
и не наличествует измеримой каммы»1.
Как вы думаете,
монахи, если бы малыш развивал освобождение ума доброжелательностью
с самого детства, смог бы он совершить плохой поступок?»
«Нет, Учитель».
«Могло бы
его охватить страдание, если он не совершает плохого поступка?»
«Нет, Учитель.
Ведь с чего бы страдание могло охватить того, кто не совершает
плохого поступка?»
«[Поэтому]
мужчине или женщине нужно развивать это освобождение ума доброжелательностью.
Мужчина или женщина не смогут забрать с собой это тело, когда
придёт пора уходить. У смертных ум является их сердцевиной.
[Ученик
Благородных] понимает: «Какой бы плохой поступок я ни сделал
в прошлом этим рождённым поступками телом, всё это будет пережито
здесь. Оно не последует дальше». Когда освобождение ума доброжелательностью
было развито таким образом, то оно ведёт мудрого монаха к не-возвращению,
если он не пробьётся к дальнейшему освобождению2.
Этот ученик
Благородных, монахи, который лишён жажды, лишён недоброжелательности,
не имеет замешательства, бдительный, постоянно осознанный, пребывает,
наполняя первую сторону света умом, наполненным состраданием…
сорадованием… невозмутимостью, как и вторую сторону, третью
сторону и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду,
как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь мир умом,
наполненным невозмутимостью – обильным, обширным, неизмеримым,
не имеющим враждебности и недоброжелательности. Он понимает
так: «Прежде мой ум был ограничен и неразвит, но теперь он безграничен
и развит. Здесь не остаётся и не наличествует измеримой каммы».
Как вы думаете,
монахи, если бы малыш развивал освобождение ума невозмутимостью
с самого детства, смог бы он совершить плохой поступок?»
«Нет, Учитель».
«Могло бы
его охватить страдание, если он не совершает плохого поступка?»
«Нет, Учитель.
Ведь с чего бы страдание могло охватить того, кто не совершает
плохого поступка?»
«[Поэтому]
мужчине или женщине нужно развивать это освобождение ума невозмутимостью.
Мужчина или женщина не смогут забрать с собой это тело, когда
придёт пора уходить. У смертных ум является их сердцевиной.
[Ученик
Благородных] понимает: «Какой бы плохой поступок я ни сделал
в прошлом этим рождённым поступками телом, всё это будет пережито
здесь. Оно не последует дальше». Когда освобождение ума невозмутимостью
было развито таким образом, то оно ведёт мудрого монаха к не-возвращению,
если он не пробьётся к дальнейшему освобождению»3.
|
↑
|
1 |
Комментарий
толкует "измеримую камму" как камму, относящуюся к Миру
Чувств (кама-лока), то есть такую камму, которая созревает [в
виде перерождения] в Мире Чувств. Поскольку в этом фрагменте описывается
не-возвращающийся (или тот, кто скоро станет не-возвращающимся),
то [речь идёт о том, что он устранил любую камму Мира Чувств]
и переродится [только] в Мире Форм, [где обретёт окончательную
ниббану], не возвращаясь обратно в Мир Чувств.
Прим.
переводчика (SV): Возможно, здесь говорится вовсе не об этом.
В СН 42.8 объясняется,
что развитие брахмавихар приводит к преодолению именно плохой
прошлой каммы, а вовсе не каммы (в том числе и благой), ведущей
к рождению в Мире Чувств. В АН 3.100 также говорится о том, что
человек, развитый в теле, нравственности, уме, и мудрости является
"неизмеримым" (что соответствует "неизмеримому
уму", развитому брахмавихарами в этой сутте), и любая плохая
камма будет пережита в его этой самой жизни, и не останется остатка,
который может быть пережит в следующей. Вероятно, именно об этом
говорит Будда, когда произносит фразу о том, что нельзя положить
конец страданиям, пока человек не пережил плодов накопленной им
(негативной) каммы. Другими словами, при достижении уровня, близкого
к не-возвращению или не-возвращения (или более высокого), ум человека
становится "неизмеримым", "безмерным", при
котором его прошлая негативная камма разрушается без остатка (о
чём сказано АН 3.100) в том смысле, что будет пережита им вся
целиком до момента смерти. Эту идею подтверждают и слова Будды
ниже по тексту (в этой сутте, АН 10.219): "Какой бы плохой
поступок я ни сделал в прошлом этим рождённым поступками телом,
всё это будет пережито здесь. Оно не последует дальше". Также
об исчерпании негативной каммы до момента смерти Будда упоминает
и в АН 4.195. Также и
в СН 5.8 монахиня
утверждает, что Будда достиг окончания всей каммы. |
↑
|
2 |
Под
дальнейшим освобождением понимается арахантство. |
↑
|
3 |
В
сутте нет десяти пунктов, из-за которых её можно было бы отнести
к Книге Десяти. Однако, в китайской версии сутты в ней содержится
список 10 неблагих и благих течений каммы (как, к слову, и в предыдущих
суттах Ангуттары – например АН
10.217). В китайской версии сказано, что ученик Благородных
отбрасывает 10 неблагих течений каммы и взращивает 10 благих,
после чего развивает четыре безмерные состояния ума, перечисленные
уже и в данной сутте. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|