[Благословенный
сказал]: «Монахи, (1) там, докуда простирается Каси и Косала,
докуда простирается царство царя Пасенади Косальского, царь Пасенади
Косальский считается наивысшим. Но даже в царе Пасенади существуют
перемены, существуют изменения. Видя это так, обученный ученик
Благородных разочаровывается этим. Будучи разочарованным, он становится
бесстрастным к наивысшему, не говоря уже о низшем.
Мир
(2) Монахи,
там, докуда вращающиеся луна и солнце освещают своим светом
[все] направления, простирается система тысячи миров. В этой
системе тысячи миров существуют тысяча лун, тысяча солнц, тысяча
царей гор Сумеру, тысяча [континентов] Джамбудипы, тысяча [континентов]
Апарагояны, тысяча [континентов] Уттаракуру, тысяча [континентов]
Пуббавидехи, тысяча четырёх великих океанов; тысяча Четырёх
Великих Царей, тысяча [небесных миров, управляемых] Четырьмя
Великими Царями, тысяча [небесных миров] Таватимсы, тысяча [небесных
миров] Ямы, тысяча [небесных миров] Туситы, тысяча [небесных
миров] дэвов, наслаждающихся творениями, тысяча [небесных миров]
дэвов, имеющими власть над творениями других, тысяча миров брахм.
И там, монахи, докуда простирается эта система тысячи миров,
Маха Брахма считается наивысшим. Но даже в Маха Брахме существуют
перемены, существуют изменения. Видя это так, обученный ученик
Благородных разочаровывается этим. Будучи разочарованным, он
становится бесстрастным к наивысшему, не говоря уже о низшем.
(3)
Приходит время, монахи, когда этот мир распадается. Когда мир
распадается, то существа, по большей части, переселяются к дэвам
лучезарного сияния1.
Там они существуют [в телах], созданных-из-разума, питаются
восторгом, излучают сияние, движутся по небу, живут в блаженстве,
и остаются таковыми очень долгое время. Когда мир распадается,
то дэвы лучезарного сияния считаются наивысшими. Но даже в этих
дэвах существуют перемены, существуют изменения. Видя это так,
обученный ученик Благородных разочаровывается этим. Будучи разочарованным,
он становится бесстрастным к наивысшему, не говоря уже о низшем.
Десять
тотальностей
(4)
Монахи, существуют эти десять сфер тотальностей2.
Вот [практикующий] воспринимает тотальность земли – вверху,
внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную. Он воспринимает
тотальность воды… тотальность огня… тотальность воздуха… тотальность
голубого… тотальность жёлтого… тотальность красного… тотальность
белого… тотальность пространства… тотальность сознания – вверху,
внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную. Таковы десять
сфер тотальностей. Из этих десяти сфер тотальностей вот какая
является наивысшей, а именно – когда [практикующий] воспринимает
тотальность сознания – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную,
безмерную. Есть существа, которые воспринимают таким образом.
Но даже в этих существах, которые воспринимают таким образом,
существуют перемены, существуют изменения. Видя это так, обученный
ученик Благородных разочаровывается этим. Будучи разочарованным,
он становится бесстрастным к наивысшему, не говоря уже о низшем.
Восемь
сфер преодоления
(5)
Монахи, существуют эти восемь [медитативных] сфер преодоления3.
Какие восемь?
Вот [практикующий], воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – ограниченные, красивые или уродливые. Преодолев их,
он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова первая сфера преодоления.
Вот [практикующий], воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – безмерные, красивые или уродливые. Преодолев их, он
воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова вторая сфера преодоления.
Вот
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – ограниченные, красивые или уродливые. Преодолев их,
он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова третья сфера преодоления.
Вот
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – безмерные, красивые или уродливые. Преодолев их, он
воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова четвёртая сфера преодоления.
Вот
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – голубые, голубого цвета, с голубым тоном, с голубым
оттенком. Подобно голубому цветку льна, который голубого цвета,
с голубым тоном, с голубым оттенком, или же точно ткань из Варанаси,
что разглажена с обоих концов, могла бы быть голубой, голубого
цвета, с голубым тоном, с голубым оттенком – то точно также
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – голубые, голубого цвета, с голубым тоном, с голубым
оттенком. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу».
Такова пятая сфера преодоления.
Вот
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – жёлтые, жёлтого цвета, с жёлтым тоном, с жёлтым оттенком.
Подобно жёлтому цветку каникары, который жёлтого цвета, с жёлтым
тоном, с жёлтым оттенком, или же точно ткань из Варанаси, что
разглажена с обоих концов, могла бы быть жёлтой, жёлтого цвета,
с жёлтым тоном, с жёлтым оттенком – то точно также [практикующий],
не воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – жёлтые,
жёлтого цвета, с жёлтым тоном, с жёлтым оттенком. Преодолев
их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова шестая сфера
преодоления.
Вот
[практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – красные, красного цвета, с красным тоном, с красным
оттенком. Подобно красному цветку бандхудживаки, который красного
цвета, с красным тоном, с красным оттенком, или же точно ткань
из Варанаси, что разглажена с обоих концов, могла бы быть красной,
красного цвета, с красным тоном, с красным оттенком – то точно
также [практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит
формы внешне – красные, красного цвета, с красным тоном, с красным
оттенком. Преодолев их, он воспринимает так: «Я знаю, я вижу».
Такова седьмая сфера преодоления.
Вот [практикующий], не воспринимая формы внутренне, видит формы
внешне – белые, белого цвета, с белым тоном, с белым оттенком.
Подобно белой утренней звезде, которая белого цвета, с белым
тоном, с белым оттенком, или же точно ткань из Варанаси, что
разглажена с обоих концов, могла бы быть белой, белого цвета,
с белым тоном, с белым оттенком – то точно также [практикующий],
не воспринимая формы внутренне, видит формы внешне – белые,
белого цвета, с белым тоном, с белым оттенком. Преодолев их,
он воспринимает так: «Я знаю, я вижу». Такова восьмая сфера
преодоления.
Таковы
восемь сфер преодоления. Из этих восьми сфер вот какая является
наивысшей, а именно – когда [практикующий], не воспринимая формы
внутренне, видит формы внешне – белые, белого цвета, с белым
тоном, с белым оттенком. Преодолев их, он воспринимает так:
«Я знаю, я вижу». Есть существа, которые воспринимают таким
образом. Но даже в этих существах, которые воспринимают таким
образом, существуют перемены, существуют изменения. Видя это
так, обученный ученик Благородных разочаровывается этим. Будучи
разочарованным, он становится бесстрастным к наивысшему, не
говоря уже о низшем.
Виды
продвижения в практике
(6)
Монахи, существуют эти четыре состояния практики. Какие четыре?
Болезненная практика с медленным [наступлением] прямого знания;
болезненная практика с быстрым [наступлением] прямого знания;
приятная практика с медленным [наступлением] прямого знания;
приятная практика с быстрым [наступлением] прямого знания. Таковы
четыре состояния практики. Из этих четырёх состояний вот какое
является наивысшим, а именно – приятная практика с быстрым [наступлением]
прямого знания. Есть существа, которые практикуют так. Но даже
в существах, которые практикуют так, существуют перемены, существуют
изменения. Видя это так, обученный ученик Благородных разочаровывается
этим. Будучи разочарованным, он становится бесстрастным к наивысшему,
не говоря уже о низшем.
Четыре
медитативных восприятия
(7)
Монахи, существуют эти четыре состояния [медитативного] восприятия.
Какие четыре? Вот [практикующий] воспринимает ограниченное.
Другой [практикующий] воспринимает возвышенное. Ещё другой [практикующий]
воспринимает безмерное. Ещё другой, [практикующий, воспринимая]:
«Здесь ничего нет», воспринимает сферу отсутствия всего4.
Есть существа, которые воспринимают так. Но даже в существах,
которые воспринимают так, существуют перемены, существуют изменения.
Видя это так, обученный ученик Благородных разочаровывается
этим. Будучи разочарованным, он становится бесстрастным к наивысшему,
не говоря уже о низшем.
Высшее
из неправильных воззрений
(8)
Монахи, среди [всех] спекулятивных воззрений, которых придерживаются
люди, внешние [по отношению к Учению Будды], вот какое является
наивысшим: «Я мог бы не быть, этого могло бы не быть у меня.
Меня не будет, [и] этого не будет у меня»5.
[И почему?]. Потому что можно ожидать в отношении того, кто
придерживается такого воззрения, что он не будет [оставаться]
не испуганным существованием, и что не будет напуган прекращением
существования. Есть существа, которые придерживаются такого
воззрения. Но даже в существах, которые придерживаются такого
воззрения, существуют перемены, существуют изменения. Видя это
так, обученный ученик Благородных разочаровывается этим. Будучи
разочарованным, он становится бесстрастным к наивысшему, не
говоря уже о низшем.
Высшее
духовное очищение
(9)
Монахи, есть некоторые жрецы и отшельники, провозглашающие высочайшее
[духовное] очищение. Среди тех, кто провозглашает высочайшее
очищение, вот каковое является наивысшим, а именно – с полным
преодолением сферы отсутствия всего, [практикующий] входит и
пребывает в сфере ни восприятия, ни не-восприятия6.
Они обучают своей Дхамме ради прямого знания и реализации этого.
Есть существа, которые провозглашают так. Но даже в тех, кто
провозглашает так, существуют перемены, существуют изменения.
Видя это так, обученный ученик Благородных разочаровывается
этим. Будучи разочарованным, он становится бесстрастным к наивысшему,
не говоря уже о низшем.
(10)
Монахи, есть некоторые жрецы и отшельники, провозглашающие высочайшую
ниббану в этой самой жизни7.
Среди тех, кто провозглашает высочайшую ниббану в этой самой
жизни, вот каковая является наивысшей, а именно – освобождение
посредством не-цепляния после того, как [практикующий] увидел
в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение,
наслаждение, опасность и спасение в отношении шести сфер контакта.
Монахи,
хотя я утверждаю и провозглашаю [своё учение] таким образом,
некоторые жрецы и отшельники неправедно, безосновательно, ложно
и ошибочно истолковывают [сказанное] мной: «Отшельник Готама
не провозглашает полного понимания чувственных удовольствий,
полного понимания форм, или полного понимания чувств». Но монахи,
я утверждаю, что провозглашаю полное понимание чувственных удовольствий,
полное понимание форм, полное понимание чувств8.
В этой самой жизни, не имеющий потребности, угасший и охлаждённый,
я провозглашаю окончательную ниббану посредством не-цепляния».
|