[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть три вида собраний. Какие три?
* собрание
высочайших,
*
разделённое собрание,
*
единодушное собрание.
(1) И что такое, монахи, собрание высочайших? В этом виде
собрания старшие монахи не являются теми, кто проживают в
роскоши, апатичными, превосходящими других в своём падении,
уклоняющимися от ведения [жизни] в затворничестве. Они прилагают
усилия к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению ещё-не-обретённого,
к осуществлению ещё-не-осуществлённого. Они станут образцом
для будущих поколений [монахов], которые также не станут проживать
в роскоши, не будут апатичными, но отбросят своё падение и
будут [жить] в затворничестве. И они тоже будут прилагать
усилия к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению ещё-не-обретённого,
к осуществлению ещё-не-осуществлённого. Это называется собранием
высочайших.
(2) И
что такое разделённое собрание? Собрание, в котором монахи
спорят и ссорятся, затевают диспуты, пронзая друг друга острыми
словами, называется разделённым собранием.
(3) И
что такое единодушное собрание? Собрание, в котором монахи
живут в согласии, в гармонии, не ссорятся, подобны смешанному
с водой молоку, смотрят друг на друга дружескими взорами,
называется единодушным собранием.
Когда
монахи живут в согласии, в гармонии, не ссорятся, подобны
смешанному с водой молоку, смотрят друг на друга дружескими
взорами, то в этом случае они порождают множество заслуг.
В этом случае монахи пребывают в божественной обители, то
есть, в освобождении ума посредством сорадования. Когда кто-либо
рад, возникает восторг. У того, у кого ум насыщен восторгом,
тело становится безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. Ум того, кто ощущает удовольствие, становится
сосредоточенным.
Подобно
тому, как ливень проливается тяжёлыми каплями на вершину горы,
и водяные потоки устремляются вниз по склону, заполняя расселины,
канавки и протоки; а по заполнении этих – заполняют пруды;
а по заполнении этих – заполняют озёра; а по заполнении этих – заполняют ручьи; а по заполнении этих – заполняют реки;
а по заполнении этих – заполняют великий океан; то точно также,
когда монахи живут в согласии, в гармонии, не ссорятся, подобны
смешанному с водой молоку, смотрят друг на друга дружескими
взорами, то в этом случае они порождают множество заслуг.
В этом случае монахи пребывают в божественной обители, то
есть, в освобождении ума посредством сорадования. Когда кто-либо
рад, возникает восторг. У того, у кого ум насыщен восторгом,
тело становится безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. Ум того, кто ощущает удовольствие, становится
сосредоточенным.
Таковы,
монахи, три вида собраний».