[Благословенный
сказал]: «Монахи, с появлением [в мире] Татхагаты, Араханта,
Полностью Просветлённого, проявляются и четыре удивительных
и поразительных вещи. Какие четыре?
(1) Люди
наслаждаются привязанностью, находят наслаждение в привязанности,
радуются привязанности. Но когда Татхагата обучает Дхамме
о не-привязанности, люди желают слушать, склоняют ухо, настраивают
свои умы на понимание этого. Такова первая удивительная и
поразительная вещь, которая проявляется с появлением [в мире]
Татхагаты, Араханта, Полностью Просветлённого.
(2)
Люди наслаждаются самомнением, находят наслаждение в самомнении,
радуются самомнению. Но когда Татхагата обучает Дхамме ради
устранения самомнения, люди желают слушать, склоняют ухо,
настраивают свои умы на понимание этого. Такова вторая удивительная
и поразительная вещь, которая проявляется с появлением [в
мире] Татхагаты, Араханта, Полностью Просветлённого.
(3)
Люди наслаждаются возбуждённостью1,
находят наслаждение в возбуждённости, радуются возбуждённости.
Но когда Татхагата обучает Дхамме, которая ведёт к покою,
люди желают слушать, склоняют ухо, настраивают свои умы на
понимание этого. Такова третья удивительная и поразительная
вещь, которая проявляется с появлением [в мире] Татхагаты,
Араханта, Полностью Просветлённого.
(4)
Люди погружены в невежество, становятся похожими на полностью
закрытое яйцо. Но когда Татхагата обучает Дхамме ради устранения
невежества, люди желают слушать, склоняют ухо, настраивают
свои умы на понимание этого. Такова четвёртая удивительная
и поразительная вещь, которая проявляется с появлением [в
мире] Татхагаты, Араханта, Полностью Просветлённого.
Таковы,
монахи, четыре удивительных и поразительных вещи, проявляющихся
с появлением [в мире] Татхагаты, Араханта, Полностью Просветлённого».