И
тогда некий монах подошёл к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом, и сказал:
(1)
«Учитель, что водит за собой мир? И что влечёт мир туда-сюда?
Что же возникает такое, из-за чего [мир] попадает под его
контроль?»1.
«Хорошо,
хорошо, монах! Твоя сообразительность превосходна. Твоя проницательность
великолепна. Твой вопрос хорош. Вот ведь о чём ты спросил:
«Учитель, что водит за собой мир? И что влечёт мир туда-сюда?
Что же возникает такое, из-за чего [мир] попадает под его
контроль?»
«Да, Учитель».
«Ум, монах,
водит за собой мир. Ум влечёт его туда-сюда. Когда возникает
ум, то [мир] попадает под его контроль».
Сказав:
«Хорошо, Учитель», тот монах восхитился и возрадовался утверждению
Благословенного. Затем он задал Благословенному дальнейший
вопрос:
(2) «Учитель,
«учёный знаток в Дхамме, учёный знаток в Дхамме» – так говорят.
В каком смысле кто-либо является учёным знатоком в Дхамме?»
«Хорошо,
хорошо, монах! Твоя сообразительность превосходна. Твоя проницательность
великолепна. Твой вопрос хорош. Вот ведь о чём ты спросил:
«Учитель, «учёный знаток в Дхамме, учёный знаток в Дхамме» – так говорят. В каком смысле кто-либо является учёным знатоком
в Дхамме?»
«Да, Учитель».
«Я
научил многим учениям, монах: лекциям, стихам и прозе, описаниям,
строфам, вдохновенным изречениям, цитатам, историям рождения,
чудесным случаям, вопросам и ответам. Если после изучения
значения и Дхаммы даже всего в четыре стихотворных строки
человек практикует в соответствии с Дхаммой, то этого достаточно
для того, чтобы называть его «учёным знатоком в Дхамме».
Сказав:
«Хорошо, Учитель», тот монах восхитился и возрадовался утверждению
Благословенного. Затем он задал Благословенному дальнейший
вопрос:
(3) «Учитель,
«учёный, обладающий проникающей мудростью; учёный, обладающий
проникающей мудростью» – так говорят. В каком смысле кто-либо
является учёным, обладающим проникающей мудростью?»
«Хорошо,
хорошо, монах! Твоя сообразительность превосходна. Твоя проницательность
великолепна. Твой вопрос хорош. Вот ведь о чём ты спросил:
«учёный, обладающий проникающей мудростью; учёный, обладающий
проникающей мудростью» – так говорят. В каком смысле кто-либо
является учёным, обладающим проникающей мудростью?»
«Да, Учитель».
«Монах,
вот монах услышал: «Это – страдание», и он видит значение
этого, пронзив это мудростью. Он услышал: «Это – источник
страдания»… «Это – прекращение страдания»… «Это – путь, ведущий
к прекращению страдания», и он видит значение этого, пронзив
это мудростью. Вот каким образом он учёный, обладающий проникающей
мудростью».
Сказав:
«Хорошо, Учитель», тот монах восхитился и возрадовался утверждению
Благословенного. Затем он задал Благословенному дальнейший
вопрос:
(4) «Учитель,
«мудрец с величайшей мудростью, мудрец с величайшей мудростью» – так говорят. В каком смысле кто-либо является мудрецом с
величайшей мудростью?»
«Хорошо,
хорошо, монах! Твоя сообразительность превосходна. Твоя проницательность
великолепна. Твой вопрос хорош. Вот ведь о чём ты спросил:
«Учитель, «мудрец с величайшей мудростью, мудрец с величайшей
мудростью» – так говорят. В каком смысле кто-либо является
мудрецом с величайшей мудростью?»
«Да, Учитель».
«Монах,
мудрец с величайшей мудростью не планирует [чего-либо, что
приведёт] к собственной беде, беде других, к беде обоих. Вместо
этого он обдумывает, думает только о собственном благополучии,
о благополучии других, о благополучии обоих, и о благополучии
целого мира. Вот каким образом он мудрец с величайшей мудростью».