Однажды
Благословенный пребывал в Раджагахе на горе Пик Грифов. И тогда
Упака Мандикапутта подошёл к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом и сказал:
«Господин,
я придерживаюсь такого положения, такого воззрения, что если
кто-либо придирается к другим и никоим образом этого не обосновывает,
то он достоин порицания, он виноват».
«Если,
Упака, кто-либо придирается к другим и никоим образом этого
не обосновывает, то он достоин порицания, он виноват. Но ты
[сам] придираешься к другим и никоим образом этого не обосновываешь,
поэтому ты достоин порицания, ты виноват».
«Господин,
подобно тому, как когда кто-либо ловит [рыбу], всплывающую
[на поверхность воды] большой ловушкой, то точно также, как
только я выплыл, Благословенный поймал меня в дебатах большой
ловушкой».
(1) «Упака,
я провозгласил: «Это является неблагим». У Татхагаты имеется
безграничное учение Дхаммы на этот счёт с безграничными словами
и фразами: «По таким-то и таким-то причинам это является неблагим».
(2) «Упака,
я провозгласил: «То, что является неблагим, следует отбросить».
У Татхагаты имеется безграничное учение Дхаммы на этот счёт
с безграничными словами и фразами: «По таким-то и таким-то
причинам неблагое следует отбросить».
(3) «Упака,
я провозгласил: «Это является благим». У Татхагаты имеется
безграничное учение Дхаммы на этот счёт с безграничными словами
и фразами: «По таким-то и таким-то причинам это является благим».
(4) «Упака,
я провозгласил: «То, что является благим, следует развить».
У Татхагаты имеется безграничное учение Дхаммы на этот счёт
с безграничными словами и фразами: «По таким-то и таким-то
причинам благое следует развить».
И тогда
Упака Мандикапутта, восхитившись и возрадовавшись утверждению
Благословенного, поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному,
и обошёл его с правой стороны. Затем он отправился к царю
Аджатасатту Ведехипутте из Магадхи и рассказал царю обо всей
своей беседе с Благословенным.
Когда
он закончил говорить, царь Аджатасатту стал зол и недоволен
и сказал Упаке Мандикапутте: «Какой наглый этот сын солевара!
Какой грубый, какой дерзкий, вздумал, будто может нападать
на Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого. Убирайся
Упака, прочь с глаз моих долой!»