И
тогда
домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился
ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Домохозяин,
существуют эти четыре вещи – желанные, приятные, и редко обретаемые
в мире. Какие четыре?
(1) Когда
кто-либо думает: «Пусть богатство придёт ко мне праведным
способом!» Такова первая вещь – желанная, приятная, и редко
обретаемая в мире.
(2)
Праведно добыв богатство, он думает: «Пусть слава придёт ко
мне и к моим родственникам и наставникам!»1
Такова вторая вещь – желанная, приятная, и редко обретаемая
в мире.
(3) Праведно
добыв богатство и снискав славу для себя и для своих родственников
и наставников, он думает: «Пусть я буду жить долго, наслаждаться
длительным жизненным сроком!» Такова третья вещь – желанная,
приятная, и редко обретаемая в мире.
(4) Праведно
добыв богатство и снискав славу для себя и для своих родственников
и наставников, живя долго, наслаждаясь длительным жизненным
сроком, он думает: «С распадом тела, после смерти, пусть я
перерожусь в благом уделе, в небесном мире!» Такова четвёртая
вещь – желанная, приятная, и редко обретаемая в мире.
Таковы
четыре вещи – желанные, приятные, и редко обретаемые в мире.
Четыре совершенства
Домохозяин, есть [другие] четыре вещи, которые ведут к обретению
тех четырёх вещей. Какие четыре?
* совершенство
в вере,
*
совершенство в нравственном поведении,
*
совершенство в щедрости,
*
совершенство в мудрости.
(1) И что такое, домохозяин, совершенство в вере? Вот ученик
Благородных наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты:
«В самом деле Благословенный – арахант, полностью просветлённый,
совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага,
знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться,
учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный». Это
называется совершенством в вере.
(2) И
что такое совершенство в нравственном поведении? Вот ученик
Благородных воздерживается от уничтожения жизни, от взятия
того, что не дано, от неблагого сексуального поведения, от
лжи, от спиртных напитков, вина, и одурманивающих веществ,
что являются основной для беспечности. Это называется совершенством
в нравственном поведении.
(3) И
что такое совершенство в щедрости? Вот ученик Благородных
пребывает дома с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым,
радуется оставлению, предан благотворительности, радуется
дарению и разделению. Это называется совершенством в щедрости.
(4) И
что такое совершенство в мудрости? Если человек пребывает
с умом, охваченным влечением и неправедной жадностью, он делает
то, чего следует избегать, и пренебрегает своими обязанностями,
так что его слава и счастье портятся. Если он пребывает с
умом, охваченным недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью
и сожалением… сомнением, он делает то, чего следует избегать,
и пренебрегает своими обязанностями, так что его слава и счастье
портятся.
Когда,
домохозяин, ученик Благородных понял так: «Влечение и неправедная
жадность являются загрязнениями ума» – он отбрасывает их.
Когда он понял так: «Недоброжелательность является загрязнением
ума» – он отбрасывает её. Когда он понял так: «Лень и апатия
являются загрязнениями ума» – он отбрасывает их. Когда он
понял так: «Неугомонность и сожаление являются загрязнениями
ума» – он отбрасывает их. Когда он понял так: «Сомнение является
загрязнением ума» – он отбрасывает его.
Когда,
домохозяин, ученик Благородных понял так: «Влечение и неправедная
жадность являются загрязнениями ума» – и отбросил их; когда
он понял так: «Недоброжелательность… лень и апатия… неугомонность
и сожаление… сомнение является загрязнением ума» – и отбросил
его, то тогда он зовётся учеником Благородных, обладающим
величайшей мудростью, обширной мудростью, он видит область2,
он совершенен в мудрости. Это называется совершенством в мудрости.
Таковы
[другие] четыре вещи, которые ведут к обретению тех четырёх
вещей, которые желанные, приятные, и редко обретаемые в мире.
Четыре достойных дела
С помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием,
накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно
добытым праведным богатством – ученик Благородных предпринимает
четыре достойных поступка. Какие четыре?
(1) Домохозяин,
вот с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием…
ученик Благородных делает счастливым себя, доволен, и правильно
поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми своих родителей,
доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает
счастливыми свою жену и детей, своих рабов, рабочих и слуг,
доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает
счастливыми своих друзей и товарищей, доволен, и правильно
поддерживает себя в счастье. Таков первый случай, когда богатство
тратится во благо, было правильно потрачено и использовано
ради достойного дела.
(2) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием…
ученик Благородных своим богатством делает запасы против утрат,
которые могут возникнуть из-за огня или наводнений, царей
или бандитов или же нежеланных наследников. Он предохраняет
себя от этого. Таков второй случай, когда богатство тратится
во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного
дела.
(3) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием…
ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам,
гостям, предкам, царям, божествам. Таков третий случай, когда
богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано
ради достойного дела.
(4) Далее,
с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием…
ученик Благородных утверждает ведущее ввысь подаяние – небесное
подношение, приводящее к счастью, ведущее в небесные миры – тем жрецам и отшельникам, которые воздерживаются от упоения
и беспечности, которые утверждены в кротости и терпении, которые
обуздывают себя, умиротворяют себя, тренируют себя для [достижения]
ниббаны. Таков четвёртый случай, когда богатство тратится
во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного
дела.
Таковы,
домохозяин, четыре достойных поступка, которые предпринимает
ученик Благородных с помощью богатства, которое он обрёл усердным
старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытым праведным богатством. Если кто-либо полностью
растрачивает своё богатство на что-либо иное помимо этих четырёх
достойных поступков, то [в таком случае] говорится, что оно
растратилось впустую, было разбазарено, было использовано
легкомысленно. Но когда кто-либо полностью растрачивает своё
богатство на эти четыре достойных поступка, то [в таком случае]
говорится, что богатство было потрачено во благо, было правильно
потрачено и использовано ради достойного дела». [И далее он
добавил]:
«Богатством наслаждался я,
И содержал я тех, кто от меня зависит,
И бедствия различные преодолел.
Дары давал, которые уводят ввысь,
Как совершал и жертвований пять.
Прислуживал я нравственным монахам,
Им, целомудренным, кто обуздал себя.
Добился я тех самых целей,
Которых мудрые, что проживают дома,
Желали бы достичь, используя богатство.
И сделанное мной не вызывает сожаления» –
И когда смертный памятует так,
Он пребывает стойким в благородной Дхамме.
Его восхвалят в этой жизни самой,
А после смерти счастлив он на небесах».