И
тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному,
поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Домохозяин,
существуют эти четыре вида счастья, зависящих от времени и
случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными
удовольствиями. Какие четыре?
* счастье
владения,
*
счастье наслаждения,
*
счастье свободы от долгов,
*
счастье отсутствия порицания.
(1) И что такое, домохозяин, счастье владения? Бывает так,
что представитель клана обрёл богатство усердным старанием,
накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно
добытое праведное богатство. Когда он рассуждает: «Я обрёл
[это] богатство усердным старанием… праведное богатство» –
он переживает счастье и радость. Это называется счастьем владения.
(2) И
что такое счастье наслаждения? Вот, имея богатство, обретённое
усердным старанием, накопленное силой собственных рук, заработанное
потом и кровью – праведно добытое праведное богатство – представитель
клана наслаждается [этим] своим богатством и совершает накопления
заслуг. Когда он рассуждает: «Имея богатство… я наслаждаюсь
[этим] своим богатством и совершаю накопления заслуг» – он
переживает счастье и радость. Это называется счастьем наслаждения.
(3) И
что такое счастье свободы от долгов? Вот у домохозяина нет
долгов по отношению к кому-либо – больших или малых. Когда
он рассуждает: «У меня нет долгов по отношению к кому-либо – больших или малых» – он переживает счастье и радость. Это
называется счастьем свободы от долгов.
(4) И
что такое счастье отсутствия порицания? Вот, домохозяин, ученик
Благородных наделён безупречным телесным, словесным, и умственным
действием. Когда он думает: «Я наделён безупречным телесным,
словесным, и умственным действием» – он переживает счастье
и радость. Это называется счастьем отсутствия порицания.
Таковы
четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых
может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями».
[И далее он добавил]:
«Когда познал ты счастье от отсутствия долгов,
То стоит вспомнить счастье от владения.
И наслаждаясь счастьем наслаждения,
Смертный увидит вещи мудростью своею.
Увидев эти вещи в ясном свете,
Мудрец узнает оба вида счастья1.
Одной шестнадцатой ведь первое не стоит
Блаженства от отсутствия упрёков».