[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
* непреклонный
отшельник,
*
отшельник белого лотоса,
*
отшельник красного лотоса,
*
изысканный отшельник.
(1) И каким образом, монахи, человек является непреклонным
отшельником? Вот монах является практикующим путь учеником,
который пребывает в устремлении к непревзойдённой защите от
подневольности. Подобно старшему сыну помазанного на царства
кхаттийского царя – тому, кто [только ещё] будет помазан [на
царство], но ещё не помазан – который достиг бы непреклонности
[в этом вопросе], то точно таков и монах, который является
практикующим путь учеником, и который пребывает в устремлении
к непревзойдённой защите от подневольности. Вот каким образом
этот монах является непреклонным отшельником.
(2)
И каким образом человек является отшельником белого лотоса?
Вот, за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо
[здесь и сейчас] в этой самой жизни монах входит и пребывает
в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью,
напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. Но,
тем не менее, он не пребывает, касаясь телом [некоторых из]
восьми освобождений. Вот каким образом этот человек является
отшельником белого лотоса1.
(3)
И каким образом человек является отшельником красного лотоса?
Вот, за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо
[здесь и сейчас] в этой самой жизни монах входит и пребывает
в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью,
напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. И он
пребывает, касаясь телом восьми освобождений. Вот каким образом
этот человек является отшельником красного лотоса2.
(4) И
каким образом человек является изысканным отшельником? Вот
монах, как правило, использует одеяние, которое было подарено
именно ему. Редко, [когда он использует] то, которое не было
подарено именно ему. Как правило, он ест еду, которая была
подарена именно ему. Редко, [когда он ест] ту, что не была
подарена именно ему. Как правило, он использует жилище, которое
было подарено именно ему. Редко, [когда он использует] то,
которое не было подарено именно ему. Как правило, он использует
лекарства и обеспечения для больных, которые были подарены
именно ему. Редко, [когда он использует] те, которые не были
подарены именно ему.
Его товарищи-монахи,
с которыми он вместе живёт, как правило, ведут себя приятым
образом по отношению к нему посредством телесных действий,
словесных, или умственных. Редко, [когда они ведут себя] неприятным
образом. Они обычно дарят ему приятное. Редко, [когда они
дарят ему] неприятное.
[В нём
редко возникают] неудобства, происходящие из желчи, слизи,
ветра, или их комбинации; неудобства из-за климатических изменений;
неудобства, вызванные небрежным поведением; неудобства, вызванные
нападениями; неудобства, возникшие в результате [созревания]
каммы. Эти вещи возникают в нём нечасто. Он редко болеет.
Он достигает
без сложностей или проблем четырёх джхан, что составляют высший
ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни. За
счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь
и сейчас] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и
проявляя это для себя самостоятельно. Вот каким образом этот
человек является изысканным отшельником.
Если,
монахи, кто-либо мог бы правдиво сказать о ком-либо: «Он – изысканный отшельник среди отшельников», то он мог бы сказать
так в точности обо мне. Ведь, как правило, я использую одеяние,
которые было подарено именно мне… ем еду… использую жилище…
использую лекарства… Редко, [когда я использую] те, которые
не были подарены именно мне.
Те монахи,
с которыми я вместе живу, как правило, ведут себя приятым
образом по отношению ко мне посредством телесных действий,
словесных, или умственных. Редко, [когда они ведут себя] неприятным
образом. Они обычно дарят мне приятное. Редко, [когда они
дарят мне] неприятное.
[Во мне
редко возникают] неудобства, происходящие из желчи… из-за
климатических изменений… вызванные небрежным поведением… нападениями…
возникшие в результате [созревания] каммы. Эти вещи возникают
во мне нечасто. Я редко болею.
Я достигаю
без труда или проблем четырёх джхан, что составляют высший
ум и являются приятным пребыванием в этой самой жизни. За
счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений], прямо [здесь
и сейчас] в этой самой жизни я вхожу и пребываю незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и
проявляя это для себя самостоятельно. Если, монахи, кто-либо
мог бы правдиво сказать о ком-либо: «Он – изысканный отшельник
среди отшельников», то он мог бы сказать так в точности обо
мне.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».