[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
Тот, кто
практикует ни ради собственного благополучия, ни ради благополучия
других; тот, кто практикует ради благополучия других, но не
ради собственного благополучия; тот, кто практикует ради собственного
благополучия, но не ради благополучия других; и тот, кто практикует
и ради собственного благополучия, и ради благополучия других.
(1) И
каким образом, монахи, человек практикует ради своего собственного
благополучия, но не ради благополучия других? Вот некий человек
быстро улавливает благие учения. Он способен удержать в уме
те учения, которые он заучил. Он изучает значение учений,
которые он удержал в уме. Поняв смысл и Дхамму, он практикует
в соответствии с Дхаммой. Однако, он не является хорошим оратором
с хорошей манерой подачи, как и не одарён речью, которая изысканна,
чиста, отчётлива, хорошо выражает суть. И он не тот, кто наставляет,
воодушевляет, вдохновляет, и радует своих товарищей-монахов.
Вот каким образом этот человек практикует ради своего собственного
благополучия, но не ради благополучия других.
(2) И
каким образом человек практикует ради благополучия других,
но не ради своего собственного благополучия? Вот некий человек
не улавливает быстро благие учения и не способен удержать
в уме те учения, которые он заучил. Он не изучает значение
учений, которые он удержал в уме, и не понял смысл и Дхамму.
Он не практикует в соответствии с Дхаммой. Но, тем не менее,
он хороший оратор с хорошей манерой подачи. Он одарён речью,
которая изысканна, чиста, отчётлива, хорошо выражает суть.
Он тот, кто наставляет, воодушевляет, вдохновляет, и радует
своих товарищей-монахов. Вот каким образом этот человек практикует
ради благополучия других, но не ради своего собственного благополучия.
(3) И
каким образом человек практикует ни ради своего собственного
благополучия, ни ради благополучия других? Вот некий человек
не улавливает быстро благие учения и не способен удержать
в уме те учения, которые он заучил. Он не изучает значение
учений, которые он удержал в уме, и не понял смысл и Дхамму.
Он не практикует в соответствии с Дхаммой. Он не является
хорошим оратором с хорошей манерой подачи. Он не одарён речью,
которая изысканна, чиста, отчётлива, хорошо выражает суть.
Он не тот, кто наставляет, воодушевляет, вдохновляет, и радует
своих товарищей-монахов. Вот каким образом этот человек практикует
ни ради своего собственного благополучия, ни ради благополучия
других.
(4) И
каким образом человек практикует и ради своего собственного
благополучия, и ради благополучия других? Вот некий человек
быстро улавливает благие учения. Он способен удержать в уме
те учения, которые он заучил. Он изучает значение учений,
которые он удержал в уме. Он понял смысл и Дхамму и практикует
в соответствии с Дхаммой. Он хороший оратор с хорошей манерой
подачи. Он одарён речью, которая изысканна, чиста, отчётлива,
хорошо выражает суть. Он тот, кто наставляет, воодушевляет,
вдохновляет, и радует своих товарищей-монахов. Вот каким образом
этот человек практикует и ради своего собственного благополучия,
и ради благополучия других.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».