[Благословенный
сказал]: «Монахи, даже царь-миродержец, праведный царь, который
управляет Дхаммой, не приводит в движение колесо без царя, стоящего
над ним».
Когда так
было сказано, некий монах обратился к Благословенному: «Но,
Учитель, кто может быть царём над царём-миродержцем, праведным
царём, который управляет Дхаммой?»
«Это Дхамма,
монах» – сказал Благословенный. «Царь-миродержец, праведный
царь, который управляет Дхаммой, полагается именно на Дхамму,
почитая, уважая, выражая почтение Дхамме, [и], беря Дхамму как
мерило, знамя, владычество, [он] обеспечивает праведную защиту,
убежище, охрану людям при своём дворе. Далее, царь-миродержец,
праведный царь… обеспечивает праведную защиту, убежище, охрану
своим кхаттиям-князьям, своей армии, своим брахманам и домохозяевам,
своим людям в городах и сельской местности, жрецам и отшельникам,
животным и птицам. Обеспечив такую праведную защиту, убежище,
охрану, этот царь-миродержец, праведный царь, который управляет
Дхаммой, приводит в движение колесо исключительно через Дхамму – колесо, которое не может обратить вспять какое-либо враждебное
существо в облике человека.
Монах, точно
также Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый, праведный
царь Дхаммы, полагается именно на Дхамму, почитая, уважая, выражая
почтение Дхамме, [и], беря Дхамму как мерило, знамя, владычество,
[он] обеспечивает праведную защиту, убежище, охрану монахам,
говоря: (1) Такое-то телесное действие следует взращивать; такое-то
телесное действие не следует взращивать. (2) Такое-то словесное
действие… (3) Такое-то умственное действие… (4) Такие-то средства
к жизни стоит взращивать; такие-то средства к жизни не стоит
взращивать. (5) В такую-то деревню или город стоит ходить; в
такую-то деревню или город не стоит ходить».
Далее, Татхагата,
Арахант, Полностью Просветлённый, праведный царь Дхаммы, полагается
именно на Дхамму, почитая, уважая, выражая почтение Дхамме,
[и], беря Дхамму как мерило, знамя, владычество, [он] обеспечивает
праведную защиту, убежище, охрану монахиням… мирянам… мирянкам,
говоря: «Такое-то телесное действие следует взращивать… …в такую-то
деревню или город не стоит ходить».
Обеспечив
такую праведную защиту, убежище, охрану, Татхагата, Арахант,
Полностью Просветлённый, праведный царь Дхаммы, приводит в движение
непревзойдённое колесо Дхаммы исключительно через Дхамму – колесо,
которое не может обратить вспять какой-либо отшельник, жрец,
дэва, Мара, Брахма, или кто-либо в мире».
|