Однажды
Благословенный путешествовал по стране Косал вместе с большой
Сангхой монахов. И тогда, по мере того как он шёл по дороге, Благословенный
в некоем месте увидел большую рощу саловых деревьев. Он сошёл
с дороги, вошёл в рощу саловых деревьев и затем, дойдя до некоего
места, улыбнулся.
Мысль пришла
к Достопочтенному Ананде: «Почему Благословенный улыбнулся?
Татхагаты не улыбаются без причины». И тогда Достопочтенный
Ананда сказал Благословенному: «Учитель, почему Благословенный
улыбнулся? Татхагаты не улыбаются без причины».
«В прошлом,
Ананда, в этом самом месте находился богатый, процветающий,
густо населённый город, переполненный людьми. Благословенный,
Арахант, Полностью Просветлённый Кассапа жил, завися [в своём
проживании] от этого города. У Благословенного Кассапы был мирской
последователь по имени Гавеси, который не исполнил нравственного
поведения. И этот Гавеси обучал и направлял пятьсот мирян, которые
[также] не исполнили нравственного поведения.
(1) И затем,
Ананда, мысль пришла к Гавеси: «Я покровитель, лидер, проводник
этих пятисот мирян, но ни я сам, ни эти пятьсот мирян не исполнили
нравственного поведения. Поэтому мы на одном уровне, и я ничем
не лучше их даже на чуть-чуть. Что если я превзойду их?»
И тогда
Гавеси подошёл к пятистам мирянам и сказал им: «Отныне вы должны
считать меня тем, кто исполняет нравственное поведение». И тогда
мысль пришла к тем пятистам мирянам: «Мастер Гавеси наш покровитель,
лидер, проводник. Отныне Мастер Гавеси будет исполнять нравственное
поведение. Так почему бы и нам не поступить также?»
И тогда
те пятьсот мирян подошли к Гавеси и сказали ему: «Отныне пусть
Мастер Гавеси считает нас теми, кто исполняет нравственное поведение».
(2) И тогда,
Ананда, мысль пришла к Гавеси: «Я покровитель, лидер, проводник
этих пятисот мирян. Сейчас я исполняю нравственное поведение,
как и эти пятьсот мирян. Поэтому мы на одном уровне, и я ничем
не лучше их даже на чуть-чуть. Что если я превзойду их?»
И тогда
Гавеси подошёл к пятистам мирянам и сказал им: «Отныне вы должны
считать меня тем, кто соблюдает целомудрие, кто живёт отдельно,
кто воздерживается от половых сношений, которые привычны среди
простых людей». И тогда мысль пришла к тем пятистам мирянам:
«Мастер Гавеси наш покровитель, лидер, проводник. Отныне Мастер
Гавеси будет соблюдать целомудрие, жить отдельно, воздерживаться
от половых сношений, которые привычны среди простых людей. Так
почему бы и нам не поступить также?»
И тогда
те пятьсот мирян подошли к Гавеси и сказали ему: «Отныне пусть
Мастер Гавеси считает нас теми, кто соблюдает целомудрие, кто
живёт отдельно, кто воздерживается от половых сношений, которые
привычны среди простых людей».
(3) И тогда,
Ананда, мысль пришла к Гавеси: «Я покровитель, лидер, проводник
этих пятисот мирян. Сейчас я исполняю нравственное поведение,
как и эти пятьсот мирян. Сейчас я соблюдаю целомудрие, живу
отдельно, воздерживаюсь от половых сношений, которые привычны
среди простых людей, как и эти пятьсот мирян. Поэтому мы на
одном уровне, и я ничем не лучше их даже на чуть-чуть. Что если
я превзойду их?»
И тогда
Гавеси подошёл к пятистам мирянам и сказал им: «Отныне вы должны
считать меня тем, кто ест один раз в день, воздерживаясь от
принятия пищи вечером, воздерживаясь от принятия пищи в неположенное
время». И тогда мысль пришла к тем пятистам мирянам: «Мастер
Гавеси наш покровитель, лидер, проводник. Отныне Мастер Гавеси
ест один раз в день, воздерживаясь от принятия пищи вечером,
воздерживаясь от принятия пищи в неположенное время. Так почему
бы и нам не поступить также?»
И тогда
те пятьсот мирян подошли к Гавеси и сказали ему: «Отныне пусть
Мастер Гавеси считает нас теми, кто ест один раз в день, воздерживаясь
от принятия пищи вечером, воздерживаясь от принятия пищи в неположенное
время».
(4) И тогда,
Ананда, мысль пришла к Гавеси: «Я покровитель, лидер, проводник
этих пятисот мирян. Сейчас я исполняю нравственное поведение,
как и эти пятьсот мирян. Сейчас я соблюдаю целомудрие, живу
отдельно, воздерживаюсь от половых сношений, которые привычны
среди простых людей, как и эти пятьсот мирян. Сейчас я ем один
раз в день, воздерживаясь от принятия пищи вечером, воздерживаясь
от принятия пищи в неположенное время, как и эти пятьсот мирян.
Поэтому мы на одном уровне, и я ничем не лучше их даже на чуть-чуть.
Что если я превзойду их?»
И тогда
Гавеси отправился к Благословенному, Араханту, Полностью Просветлённому
Кассапе и сказал ему: «Господин, могу ли я получить младшее
[монашеское] посвящение и высшее посвящение под [учительством]
Благословенного?» И тогда мирской последователь Гавеси получил
младшее и высшее посвящение под [учительством] Благословенного,
Араханта, Полностью Просветлённого Кассапы. И вскоре после своего
полного посвящения, пребывая уединённым в затворничестве, будучи
прилежным, старательным, решительным, монах Гавеси, реализовав
это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл
и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители
клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную.
Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита,
сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения
в какое-либо состояние существования». Так монах Гавеси стал
одним из арахантов.
И тогда,
Ананда, мысль пришла к тем пятистам мирянам: «Мастер Гавеси
наш покровитель, лидер, проводник. Сейчас Мастер Гавеси, обрив
волосы и бороду, надев жёлтые одежды, оставил жизнь домохозяйскую
ради жизни бездомной. Так почему бы и нам не поступить также?»
И тогда
те пятьсот мирян отправились к Благословенному, Араханту, Полностью
Просветлённому Кассапе и сказали ему: «Господин, можем ли мы
получить младшее [монашеское] посвящение и высшее посвящение
под [учительством] Благословенного?» И тогда те пятьсот мирян
получили младшее и высшее посвящение под [учительством] Благословенного,
Араханта, Полностью Просветлённого Кассапы.
(5) И тогда,
Ананда, мысль пришла к монаху Гавеси: «Я обретаю без сложностей
и проблем непревзойдённое блаженство освобождения. О, пусть
эти пятьсот монахов также смогут обрести без сложностей и проблем
непревзойдённое блаженство освобождения!» И тогда, Ананда, проживая
уединёнными в затворничестве, будучи прилежными, старательными,
решительными, вскоре эти пятьсот монахов, реализовав это для
себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошли и пребывали
в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители клана
праведно оставляют жизнь домохозяйскую и ведут жизнь бездомную.
Они напрямую познали: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита,
сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения
в какое-либо состояние существования».
Так, Ананда,
каждый из пятисот монахов под предводительством Гавеси, прилагая
усердие в последовательности всё более возвышенных путей, реализовал
непревзойдённое блаженство освобождения. Поэтому, Ананда, вот
как вы должны тренировать себя: «Прилагая усердие в последовательности
всё более возвышенных путей, мы реализуем непревзойдённое блаженство
освобождения». Вот как, Ананда, вы должны тренировать себя».
|