[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти пять загрязнений золота, имеющее которые,
золото ни податливо, ни послушно, ни сияюще – но ломкое и не особо
годится для работы [с ним]. Какие пять?
* [примесь]
железа,
*
[примесь] меди,
*
[примесь] олова,
*
[примесь] свинца,
*
[примесь] серебра.
Таковы пять загрязнений золота, имеющее которые, золото ни податливо,
ни послушно, ни сияюще – но ломкое и не особо годится для работы
[с ним]. Но когда золото лишено этих пяти загрязнений, оно податливое,
послушное, сияющее, гибкое, и годится для работы. Какое бы украшение
человек ни пожелал бы сделать из него – браслет, серьги, ожерелье,
золотой венок – он может достичь своей цели.
Точно также,
монахи, есть эти пять загрязнений ума, загрязнённый которыми,
ум ни податлив, ни послушен, ни сияющ – но ломкий и не сосредотачивается
правильным образом для уничтожения пятен [умственных загрязнений].
Какие пять?
* (1) чувственное
желание,
*
(2) недоброжелательность,
*
(3) лень и апатия,
*
(4) неугомонность и сожаление,
*
(5) сомнение.
Таковы пять загрязнений ума, загрязнённый которыми, ум ни податлив,
ни послушен, ни сияющ – но ломкий и не сосредотачивается правильным
образом для уничтожения пятен. Но когда ум лишён этих пяти загрязнений,
он становится податливым, послушным, сияющим, гибким, и правильно
сосредоточен для уничтожения пятен. И тогда, когда есть [такое]
подходящее основание, человек способен реализовать любое состояние,
осуществляемое прямым знанием, к которому он бы направил ум.
Если он
пожелает: «Пусть я буду овладевать различными видами сверхъестественных
сил: будучи одним, я буду становиться многими… …достигать даже
мира Брахмы» – он способен реализовать это, ведь есть для этого
подходящее основание.
Если он
пожелает: «Пусть я буду слышать за счёт божественного уха, очищенного
и превосходящего человеческое, различные виды звуков: божественные
и человеческие, далёкие и близкие» – он способен реализовать
это, ведь есть для этого подходящее основание.
Если он
пожелает: «Пусть я буду знать умы других… …различать освобождённый
ум как освобождённый ум, а не-освобождённый ум как не-освобождённый
ум» – он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее
основание.
Если он
пожелает: «Пусть я буду вспоминать многочисленные прошлые обители:
одну жизнь, две жизни… …в подробностях и деталях» – он способен
реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.
Если он
пожелает: «Пусть я буду видеть за счёт божественного глаза…
…в соответствии с их каммой» – он способен реализовать это,
ведь есть для этого подходящее основание.
Если
он пожелает: «Пусть за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений]
в этой самой жизни я войду и буду пребывать в незапятнанном
освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти
состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания» – он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее
основание»1.
|