И
тогда
один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом,
и сказал: «Учитель, «тот, кто пребывает в Дхамме; тот, кто пребывает
в Дхамме» – так говорят. В каком смысле монах является тем, кто
пребывает в Дхамме?»
(1) Монах,
бывает так, что монах изучает Дхамму: лекции, стихи и прозу,
описания, строфы, вдохновенные изречения, цитаты, истории рождения,
чудесные случаи, вопросы и ответы. Он проводит день в изучении
Дхаммы, но пренебрегает затворничеством и не посвящает себя
внутреннему успокоению ума. Такой монах зовётся тем, кто поглощён
в изучении, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(2) Далее,
[бывает так, что] монах обучает в подробностях услышанной и
заученной им Дхамме других. Он проводит день в донесении Дхаммы,
но пренебрегает затворничеством и не посвящает себя внутреннему
успокоению ума. Такой монах зовётся тем, кто поглощён в донесении,
но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(3) Далее,
[бывает так, что] монах декламирует [вслух по памяти] услышанную
и заученную им Дхамму. Он проводит день в декламации, но пренебрегает
затворничеством и не посвящает себя внутреннему успокоению ума.
Такой монах зовётся тем, кто поглощён в декламации, но не тем,
кто пребывает в Дхамме.
(4) Далее,
[бывает так, что] монах размышляет, изучает, мысленно исследует
услышанную и заученную им Дхамму. Он проводит день в размышлении
о Дхамме, но пренебрегает затворничеством и не посвящает себя
внутреннему успокоению ума. Такой монах зовётся тем, кто поглощён
в мыслях, но не тем, кто пребывает в Дхамме.
(5) Далее,
[бывает так, что] монах изучает Дхамму: лекции, стихи и прозу,
описания, строфы, вдохновенные изречения, цитаты, истории рождения,
чудесные случаи, вопросы и ответы. Но он не проводит [весь]
день в изучении Дхаммы. Он не пренебрегает затворничеством,
но посвящает себя успокоению ума. Вот каким образом монах является
тем, кто пребывает в Дхамме.
Таким образом,
монах, я научил [учению] о том, кто поглощён в изучении… донесении…
декламации… мыслях, и кто пребывает в Дхамме. Всё, что должен
сделать сострадательный учитель из сострадания к своим ученикам,
из желания им благополучия – это я сделал для тебя. Вон там – подножья деревьев. Там – пустые жилища. Медитируй, монах,
не будь беспечен, не впадай потом в сожаление. Таково наше наставление
тебе».
|