[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти семь вещей, случающихся со злым мужчиной
или женщиной, доставляющих удовольствие и выгодных [его или её]
врагу. Какие семь?
(1) Бывает
так, монахи, что враг желает врагу: «Чтоб он стал уродливым!»
И почему? [Потому что] враг не радуется красоте врага. Когда
злого человека одолевает и подавляет злоба, то даже если он
тщательно помыт, тщательно надушен, с постриженными волосами
и бородой одет в белые одежды, то он всё равно уродлив. Такова
первая вещь, случающаяся со злым мужчиной или женщиной, доставляющая
удовольствие и выгодная [его или её] врагу.
(2) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб он плохо спал!» И
почему? [Потому что] враг не радуется, когда [его] враг хорошо
спит. Когда злого человека одолевает и подавляет злоба, то даже
если он спит на диване с пледами, одеялами, накидками, с превосходным
покрытием из шкуры антилопы, с навесом наверху и красными подушками
по обеим сторонам, то всё равно он спит плохо. Такова вторая
вещь... выгодная врагу.
(3) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб он не преуспел!»
И почему? [Потому что] враг не радуется успеху [своего] врага.
Когда злого человека одолевает и подавляет злоба, то если он
заполучает вредное, он думает: «Я получил полезное». Если он
заполучает полезное, он думает: «Я получил вредное». Когда он
одолеваем злобой, он заполучает эти вещи, которые диаметрально
противоположны, и они ведут к его вреду и страданию на долгое
время. Такова третья вещь... выгодная врагу.
(4) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб он не был богатым!»
И почему? [Потому что] враг не радуется богатству [своего] врага.
Когда злого человека одолевает и подавляет злоба, цари присваивают
в свою царскую казну любое богатство, которое он обрёл усердным
старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытое праведное богатство. Такова четвёртая вещь...
выгодная врагу.
(5) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб он не был знаменитым!»
И почему? [Потому что] враг не радуется славе [своего] врага.
Когда злого человека одолевает и подавляет злоба, он теряет
ту славу, которую он обрёл посредством прилежания. Такова пятая
вещь... выгодная врагу.
(6) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб у него не было друзей!»
И почему? [Потому что] враг не радуется, когда у [его] врага
есть друзья. Когда злого человека одолевает и подавляет злоба,
его друзья и товарищи, родственники и родня держатся от него
подальше. Такова шестая вещь... выгодная врагу.
(7) Далее,
[бывает так], что враг желает врагу: «Чтоб после распада тела,
после смерти, он переродился в состоянии лишений, в плохом уделе,
в нижних мирах, в аду!» И почему? [Потому что] враг не радуется,
когда [его] враг направляется в благой удел. Когда злого человека
одолевает и подавляет злоба, он пускается в неблагое поведение
телом, речью и умом. В результате, всё ещё одолеваемый злобой,
с распадом тела, после смерти, он перерождается в состоянии
лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Такова седьмая
вещь, случающаяся со злым мужчиной или женщиной, доставляющая
удовольствие и выгодная [его или её] врагу.
Таковы
семь вещей, случающихся со злым мужчиной или женщиной, доставляющих
удовольствие и выгодных [его или её] врагу». [И далее он добавил]:
«Злой человек уродлив,
Также, плохо спит.
Добыв полезное,
Считает это вредным.
Злой человек,
Кто переполнен злобой,
Убитый речью, тела [поведением],
Теряет [свои собственные] накопления.
Когда сошёл с ума от злобы,
Он репутацией плохой разжился.
Друзья, любимые, родня
Такого человека сторонятся.
В злобе источник всякого вреда.
Злость ум приводит в беспорядок.
Люди опасность эту не распознают,
Возникла что внутри, [а не снаружи].
Злой человек не знает, что есть хорошо,
Злой человек не видит [эту] Дхамму.
Лишь слепота есть и сплошная тьма,
Когда тебя одолевает злоба.
Когда ущерб наносит злобный человек,
Пускай без сложностей или с большим трудом,
То, позже, как от злобы отойдёт,
Мучиться будет он, как если бы горел.
Упрямство проявляет он,
Как пламя порождает дым,
И когда злость наружу льнёт,
Других он этим самым злит.
Сделать плохое не боится, и бесстыден он.
В его речах не видно уважения.
И у того, кто злобой угнетён,
[Спасительного] острова нет вовсе.
Вам расскажу о тех поступках я,
Что порождают [только лишь] мучение.
Послушайте, ведь они таковы,
И далеки от праведных поступков:
Злой человек лишает жизни своего отца,
Злой человек лишает жизнь свою мать,
Злой человек лишает жизни и брахмана1,
Как и простого человека злобный убивает.
Злой обыватель убивает свою мать,
Благую женщину, что наделила его жизнью,
Ту самую, кем он же вскормлен был,
Которая мир для него раскрыла.
Те существа, как и любой другой,
Себя считают самым сокровенным.
И всё же злой по-разному убьёт себя
Когда сведён с ума различными делами:
Кто-то убьёт себя мечом,
Другой, с ума сведённый, яд проглотит.
Кто-то залезет головой в петлю,
Другой же [прыгнет] в горное ущелье.
Деяния, растительность что губят2,
Деяния, что причиняют собственную смерть:
Дела эти свершают, но не знают,
Что поражение рождается из злости.
В собственном сердце спрятана ловушка смерти,
И принимает она форму злобы.
Нужно отрезать её самообузданием,
Мудростью, силой, [правильным] воззрением3.
И мудрый человек должен бы устранить
Это одно [своё] плохое [свойство].
Вот Дхамму должно как практиковать:
Упрямству потакать не нужно.
Если в нём злобы нет, то и страдание ушло.
Без заблуждения, и не имея жажды,
Обузданный, отринув [всяческую] злость,
Он, незапятнанный, сможет достичь ниббаны».
|