Однажды
Благословенный пребывал в Вераньдже у подножья ниимового дерева
Налеру. И тогда Пахарада, правитель асуров, подошёл к Благословенному,
поклонился ему и встал рядом. Тогда Благословенный сказал ему:
«Пахарада,
радуются ли асуры великому океану?»
«Господин,
асуры радуются великому океану».
«Но, Пахарада,
сколько удивительных и поразительных качеств асуры видят в великом
океане, из-за которых они радуются ему?»
«Асуры видят
восемь удивительных и поразительных качеств в великом океане,
из-за которых они радуются ему. Какие восемь?
Великий
океан, Господин, направляется, склоняется, устремляется постепенно,
без внезапного обрыва1.
Таково первое удивительное и поразительное качество, которое
асуры видят в великом океане, из-за которого они радуются ему.
Далее, великий
океан устойчив и не переступает своих границ. Таково второе
удивительное и поразительное качество…
Далее, великий
океан не терпит мёртвого тела, но быстро гонит его к берегу
и вымывает на берег. Таково третье удивительное и поразительное
качество…
Далее,
когда великие реки – Ганг, Ямуна, Ачиравати, Сарабху и Махи
– достигают великого океана, они теряют свои прежние имена и
обозначения и считаются просто «великим океаном». Таково четвёртое
удивительное и поразительное качество…
Далее, какие
бы стоки в мире ни впадали бы в великий океан, и сколько бы
дождя ни падало с неба, всё же, нельзя увидеть переполнения
или уменьшения великого океана. Таково пятое удивительное и
поразительное качество…
Далее, у
великого океана один вкус – вкус соли. Таково шестое удивительное
и поразительное качество…
Далее, великий
океан содержит много разных ценностей, множество разных ценностей:
жемчуг, драгоценные камни, лазурит, перламутр, кварц, кораллы,
серебро, золото, рубины, кошачий глаз. Таково седьмое удивительное
и поразительное качество…
Далее,
великий океан – это обитель многих могучих существ таких как
тимисы, тимингалы, тимирапингалы, асуры, наги, гандхаббы2.
В океане есть существа в сто йоджан длиной, двести йоджан… триста…
четыреста… пятьсот йоджан длиной. Таково восьмое удивительное
и поразительное качество, которое асуры видят в великом океане,
из-за которого они радуются ему.
Таковы,
Господин, восемь удивительных и поразительных качеств, которые
асуры видят в великом океане, и из-за которых они радуются ему.
Но радуются ли монахи этой Дхамме и Винае?»
«Пахарада,
монахи радуются этой Дхамме и Винае».
«Но, Господин,
сколько удивительных и поразительных качеств монахи видят в
Дхамме и Винае, из-за которых они радуются ей?»
«Монахи
видят восемь удивительных и поразительных качеств в Дхамме и
Винае, из-за которых они радуются ей. Какие восемь?
(1)
Подобно тому, Пахарада, как великий океан направляется, склоняется,
устремляется постепенно, без внезапного обрыва – то точно также,
в этой Дхамме и Винае постижение окончательного знания происходит
посредством постепенной тренировки, постепенной деятельности,
постепенной практики, а не внезапно3.
Таково первое удивительное и поразительное качество, которое
монахи видят в Дхамме и Винае, из-за которых они радуются ей.
(2) Подобно
тому, как океан устойчив и не переступает своих границ – то
точно также мои ученики даже ценой своей жизни не нарушат тех
предписаний, что я для них установил. Таково второе удивительное
и поразительное качество…
(3) Подобно
тому, как великий океан не терпит мёртвого тела, но быстро гонит
его к берегу и вымывает на берег – то точно также, если человек
безнравственный, с плохим характером, нечистый и сомнительный
в своём поведении, скрывающий свои поступки, не являющийся отшельником,
хоть и прикидывающийся таковым, не ведущий целомудренной жизни,
хоть и прикидывающийся таковым, внутренне прогнивший, порочный,
развращённый – то Сангха не терпит его, а созывает собрание
и изгоняет его. Даже если он сидит среди Сангхи монахов, он
далёк от Сангхи, а Сангха далека от него. Таково третье удивительное
и поразительное качество…
(4)
Подобно тому, как когда великие реки – Ганг, Ямуна, Ачиравати,
Сарабху и Махи – достигают великого океана, они теряют свои
прежние имена и обозначения и считаются просто «великим океаном»
– то точно также, когда члены четырёх варн – кхаттии, брахманы,
вессы и судды – оставляют жизнь домохозяйскую и живут жизнью
бездомной в Дхамме и Винае, что была провозглашена Татхагатой,
они отбрасывают прежние имена и кланы и считаются просто «отшельниками,
следующими за Сыном Сакьев». Таково четвёртое удивительное и
поразительное качество…
(5) Подобно
тому, как какие бы стоки в мире ни впадали бы в великий океан,
и сколько бы дождя ни падало с неба, всё же, нельзя увидеть
переполнения или уменьшения великого океана – то точно также,
даже если многие монахи достигают окончательной ниббаны посредством
элемента ниббаны без остатка, то нельзя увидеть ни переполнения,
ни уменьшения элемента ниббаны. Таково пятое удивительное и
поразительное качество…
(6) Подобно
тому, как у великого океана один вкус – вкус соли – то точно
также, у этой Дхаммы и Винаи один вкус – вкус освобождения.
Таково шестое удивительное и поразительное качество…
(7) Подобно
тому, как великий океан содержит много разных ценностей, множество
разных ценностей: жемчуг, драгоценные камни, лазурит, перламутр,
кварц, кораллы, серебро, золото, рубины, кошачий глаз – то точно
также, эта Дхамма и Виная содержит множество разных ценностей:
четыре основы осознанности, четыре правильных усилия, четыре
основы сверхъестественных сил, пять качеств, пять сил, семь
факторов просветления, Благородный Восьмеричный Путь. Таково
седьмое удивительное и поразительное качество…
(8) Подобно
тому, как великий океан – это обитель многих могучих существ,
таких как тимисы, тимингалы, тимирапингалы, асуры, наги, гандхаббы;
в океане есть существа в сто йоджан длиной, двести йоджан… триста…
четыреста… пятьсот йоджан длиной – то точно также эта Дхамма
и Виная – это обитель великих существ: вступившего в поток;
того, кто практикует для достижения плода вступления в поток;
однажды-возвращающегося; того, кто практикует для достижения
плода однажды-возвращения; не-возвращающегося; того, кто практикует
для достижения плода не-возвращения; араханта; того, кто практикует
для достижения плода арахантства. Таково восьмое удивительное
и поразительное качество, которое монахи видят в Дхамме и Винае,
из-за которых они радуются ей».
|