Однажды
Благословенный пребывал в Весали в зале с остроконечной крышей
в Великом Лесу. Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!»
– ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
вам следует запомнить домохозяина Уггу из Весали как того, кто
обладает восемью удивительными и поразительными качествами».
Так сказал Благословенный. Сказав так, Счастливый поднялся со
своего сиденья и ушёл в свою хижину.
И тогда
утром некий монах оделся, взял чашу и одеяние, и отправился
к дому домохозяина Угги из Весали. Когда он пришёл, он сел на
подготовленное для него сиденье. Затем домохозяин Угга из Весали
подошёл к этому монаху, поклонился ему и сел рядом. Тогда тот
монах сказал ему:
«Домохозяин,
Благословенный объявил, что ты обладаешь восемью удивительными
и поразительными качествами. Каковы они?»
«Я не знаю,
Достопочтенный, какими восемью удивительными и поразительными
качествами я обладаю по словам Благословенного. Однако, во мне
можно найти восемь удивительных и поразительных качеств. Слушайте
внимательно, я буду говорить».
«Да, домохозяин» – ответил монах. Домохозяин Угга из Весали сказал:
(1) «Когда,
Достопочтенный, я первый раз увидел Благословенного издали,
то, как только я увидел его, мой ум обрёл веру в него. Таково
первое удивительное и поразительное качество, которое можно
найти во мне.
(2)
С верующим умом я посетил Благословенного. Благословенный дал
мне последовательное наставление: о щедрости, о нравственности,
о небесных мирах; объяснил опасность, тщетность и порочность
чувственных удовольствий и преимущества отречения. И когда Благословенный
увидел, что мой ум был готовым, гибким, лишённым помех, вдохновлённым
и уверенным – тогда он изложил мне высочайшее учение, свойственное
[только] Буддам, [то есть учение] о страдании, причине [страданий],
прекращении и Пути. И подобно тому, как чистая ткань, с которой
были смыты все пятна, стала готовой к покраске, то точно также
я, сидя прямо на том самом месте, обрёл чистое и незапятнанное
Око Истины, [то есть понимание]: «Всё что возникает – подвержено
распаду». Я увидел Дхамму, постиг Дхамму, понял Дхамму и проник
в Дхамму, вышел за пределы сомнений, избавившись от замешательства,
стал уверенным в себе и независимым от других [в отношении]
учения Учителя. Прямо там я принял прибежище в Будде, Дхамме,
и Сангхе, и принял [четыре] правила тренировки с целомудрием
как пятым1.
Таково второе удивительное и поразительное качество, которое
можно найти во мне.
(3) У меня
было четыре молодых жены. И тогда я отправился к ним и сказал:
«Сёстры, я принял правила тренировки с целомудрием как пятым.
Если хотите, можете наслаждаться богатством здесь [в моём доме]
и совершать заслуги, или же [можете] отправиться обратно в круг
своей собственной семьи, или же сообщите мне о том, если хотите,
чтобы я передал вас другому мужчине». Моя старшая жена тогда
сказала: «Господин, отдай меня такому-то и такому-то мужчине».
Я послал за тем мужчиной и своей левой рукой взял [руку] своей
жены, а правой рукой взял церемониальную вазу, и отдал её тому
мужчине. Но даже когда я отдал свою молодую жену, я не припоминаю,
чтобы какие-либо колебания происходили в моём уме. Таково третье
удивительное и поразительное качество, которое можно найти во
мне.
(4) Моя
семья богатая, но [этим] богатством легко делится с нравственными,
хорошими людьми. Таково четвёртое удивительное и поразительное
качество, которое можно найти во мне.
(5) Когда
я прислуживаю монаху, я прислуживаю ему с уважением, а не без
уважения. Таково пятое удивительное и поразительное качество,
которое можно найти во мне.
(6) Если
этот Достопочтенный учит меня Дхамме, я слушаю его с уважением,
а не без уважения. Если он не обучает меня Дхамме, то тогда
я обучаю его Дхамме. Таково шестое удивительное и поразительное
качество, которое можно найти во мне.
(7) Не является
необычным то, что божества приходят и сообщают мне: «Домохозяин,
Дхамма хорошо разъяснена Благословенным». И тогда я отвечаю
тем божествам: «Говорите ли вы так, или же нет, Дхамма хорошо
разъяснена Благословенным». И, тем не менее, я не припоминаю,
чтобы какое-либо ликование возникло [во мне] из-за того, что
божества приходят ко мне, или же из-за того, что я общаюсь с
божествами». Таково седьмое удивительное и поразительное качество,
которое можно найти во мне.
(8)
Из пяти нижних оков, которым научил Благословенный, я не вижу
ни одной, которой бы я не отбросил2
.
Таково восьмое удивительное и поразительное качество, которое
можно найти во мне.
Таковы,
Достопочтенный, восемь удивительных и поразительных качеств,
которые можно найти во мне. Но я не знаю, какими восемью удивительными
и поразительными качествами я обладаю по словам Благословенного».
И тогда
тот монах, получив еду в качестве подаяния в доме домохозяина
Угги из Весали, поднялся со своего сиденья и ушёл. После принятия
пищи, вернувшись с хождения за подаяниями, он подошёл к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и рассказал обо всей беседе между
ним и домохозяином Уггой из Весали.
[Благословенный
ответил]: «Хорошо, хорошо, монах! Я объявил, что домохозяин
Угга обладает теми же самыми восемью удивительными и поразительными
качествами, которые он правдиво разъяснил тебе. Тебе следует
запомнить домохозяина Уггу как того, кто обладает этими восемью
удивительными и поразительными качествами».
|