Однажды
Достопочтенный Ананда пребывал в Косамби в Парке Гхоситы. Там
Достопочтенный Ананда обратился к монахам: «Друзья монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Ананда сказал:
«Удивительно
и поразительно, друзья, что Благословенный, Арахант, Полностью
Просветлённый, который знает и видит, открыл достижение бреши
среди ограничений1 – ради очищения существ, ради одоления печали и стенания, ради
угасания боли и уныния, ради обретения метода, ради осуществления
ниббаны. (1) Сам глаз, как и те формы, в действительности будут
наличествовать, и всё же [медитирующий] не будет переживать
эту сферу. (2) Само ухо, как и те звуки, в действительности
будут наличествовать, и всё же [медитирующий] не будет переживать
эту сферу. (3) Сам нос, как и те запахи, в действительности
будут наличествовать, и всё же [медитирующий] не будет переживать
эту сферу. (4) Сам язык, как и те вкусы, в действительности
будут наличествовать, и всё же [медитирующий] не будет переживать
эту сферу. (5) Само тело, как и те тактильные ощущения, в действительности
будут наличествовать, и всё же [медитирующий] не будет переживать
эту сферу»2.
Когда
так было сказано, Достопочтенный Удайи обратился к Достопочтенному
Ананде: «Друг Ананда, он не переживает эту сферу, когда он,
в действительности, воспринимает, или когда он не воспринимает?»3
«Друг, когда
он, в действительности, воспринимает, он не переживает эту сферу,
а не когда он не воспринимает».
«Но, друг,
что он воспринимает, когда он не переживает эту сферу?»
(6) «Вот,
друг, с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий,
вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие
множественности, [воспринимая]: «пространство безгранично»,
монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства.
Когда он воспринимает так, он не переживает эту сферу.
(7) Далее,
друг, с полным преодолением сферы безграничного пространства,
[воспринимая]: «сознание безгранично», монах входит и пребывает
в сфере безграничного сознания. Когда он воспринимает так, он
не переживает эту сферу.
(8) Далее,
друг, с полным преодолением сферы безграничного сознания, [воспринимая]:
«здесь ничего нет», монах входит и пребывает в сфере отсутствия
всего. Когда он воспринимает так, он не переживает эту сферу.
Однажды,
друг, я пребывал в Сакете в оленьем парке у Рощи Аньджаны. И
тогда монахиня Джатилагахия подошла ко мне, поклонилась, встала
рядом и сказала: «Достопочтенный Ананда, сосредоточение, которое
не уклоняется вперёд и не льнёт назад, не сдерживается насильственным
подавлением – будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи устойчивым,
оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, [ум медитирующего]
не взволнован. Достопочтенный Ананда, что, по словам Благословенного,
является плодом этого сосредоточения?»
(9)
Когда она меня спросила так, я ответил: «Сестра, сосредоточение,
которое не уклоняется вперёд и не льнёт назад, не сдерживается
насильственным подавлением – будучи освобождённым, оно устойчиво.
Будучи устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым,
[ум медитирующего] не взволнован. Благословенный сказал, что
плодом этого сосредоточения является окончательное знание».
Когда он воспринимает и так тоже, друг, он [также] не переживает
эту сферу»4.
|