[Один
монах обратился к другому]: «Друг, «освобождённый в обоих отношениях,
освобождённый в обоих отношениях» – так говорят. В каком смысле
Благословенный говорил об освобождённом в обоих отношениях?»1
(1) «Вот,
друг, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой
джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума
на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Он пребывает, коснувшись этой сферы
телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает
это мудростью. До этой степени Благословенный говорил об освобождённом
в обоих отношениях в условном смысле.
(2-4)
Далее, друг… монах входит и пребывает во второй джхане… третьей…
четвёртой джхане…2.
Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом
[она ни достигалась], и он понимает это мудростью. И до этой
степени [также] Благословенный говорил об освобождённом в обоих
отношениях в условном смысле.
(5-8) Далее,
друг, с полным преодолением восприятий форм… монах входит и
пребывает в сфере безграничного пространства… сфере безграничного
сознания… сфере отсутствия всего… сфере ни восприятия, ни не-восприятия.
Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом
[она ни достигалась], и он понимает это мудростью. И до этой
степени [также] Благословенный говорил об освобождённом в обоих
отношениях в условном смысле.
(9) Далее,
друг, с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия,
монах входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования,
и, [когда он] увидел [это] мудростью, его пятна загрязнений
ума полностью уничтожились. Он пребывает, коснувшись этой сферы
телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает
это мудростью. До этой степени Благословенный говорил об освобождённом
в обоих отношениях в не-условном смысле».
|