Cодержание
Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще
Джеты, в парке Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Да,
уважаемый» – отвечали они.
Благословенный
сказал следующее: «Монахи, бывает, что некий монах делает заявление
об окончательном знании так: «Я понимаю: рождение уничтожено,
святая жизнь прожита, сделано то, что нужно было сделать, не
будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Слова этого монаха не следует ни одобрять, ни осуждать. Не одобряя
и не осуждая, следует задать вопрос так: «Друг, существует четыре
вида выражения, праведно провозглашённых Благословенным, который
знает и видит, совершенным и полностью просветлённым. Какие
четыре?
* говорить
о видимом так, как оно виделось,
* говорить
о слышимом так, как оно слышалось,
* говорить
об ощущаемом так, как оно ощущалось,
* говорить
о познаваемом так, как оно познавалось1.
Таковы,
друг, четыре вида выражения, праведно провозглашённые Благословенным,
который знает и видит, совершенным и полностью просветлённым.
Как достопочтенный знает, как он видит, в отношении этих четырёх
видов выражения, так что посредством не-цепляния его ум освободился
от пятен [загрязнений ума]?»
Монахи,
когда монах – чьи загрязнения уничтожены, который прожил святую
жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз,
достиг истинной цели – уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания, он естественным
образом ответит так:
«Друзья,
в отношении видимого я пребываю без влечения, без отторжения,
независимым, отсоединённым, свободным, отделённым, с умом, лишённым
преград. В отношении слышимого… ощущаемого… познаваемого я пребываю
без влечения, без отторжения, независимым, отсоединённым, свободным,
отделённым, с умом, лишённым преград. Зная так, видя так, в
отношении этих четырёх видов выражений, посредством не-цепляния
мой ум освободился от пятен».
Сказав «хорошо», можно восхититься и возрадоваться словам этого
монаха. Сделав это, следует задать дальнейший вопрос так: «Друг,
есть эти пять совокупностей, подверженные цеплянию, праведно
провозглашённые Благословенным, который знает и видит, совершенным
и полностью просветлённым. Какие пять?
* совокупность
материальной формы, подверженная цеплянию,
* совокупность
чувства, подверженная цеплянию,
* совокупность
восприятия, подверженная цеплянию,
* совокупность
формаций [ума], подверженная цеплянию,
* cовокупность
сознания, подверженная цеплянию.
Таковы,
друг, пять совокупностей, подверженные цеплянию, праведно провозглашённые
Благословенным, который знает и видит, совершенным и полностью
просветлённым. Как достопочтенный знает, как он видит, в отношении
этих пяти совокупностей, подверженных цеплянию, так что посредством
не-цепляния его ум освободился от пятен?»
Монахи,
когда монах – чьи загрязнения уничтожены, который прожил святую
жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз,
достиг истинной цели – уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания, то он естественным
образом ответит так:
«Друзья,
познав материальную форму хилой, исчезающей, некомфортной –
с уничтожением, исчезновением, прекращением, оставлением и отбрасыванием
влечения и цепляния по отношению к материальной форме, [а также]
умственных позиций, приверженностей, скрытых склонностей по
отношению к материальной форме2,
я понял, что мой ум освобождён.
Друзья,
познав чувство… восприятие… формации… сознание хилым, исчезающим,
некомфортным – с уничтожением, исчезновением, прекращением,
оставлением и отбрасыванием влечения и цепляния по отношению
к сознанию, [а также] умственных позиций, приверженностей, скрытых
склонностей по отношению к сознанию, я понял, что мой ум освобождён.
Зная
так и видя так, в отношении этих пяти совокупностей, подверженных
цеплянию, посредством не-цепляния мой ум освободился от пятен».
Сказав «хорошо», можно восхититься и возрадоваться словам этого
монаха. Сделав так, следует задать дальнейший вопрос: «Друг,
существуют эти шесть элементов, праведно провозглашённых Благословенным,
который знает и видит, совершенным и полностью просветлённым.
Какие шесть?
* элемент
земли,
* элемент
воды,
* элемент
огня,
* элемент
воздуха,
* элемент
пространства,
* элемент
сознания.
Таковы, друг, шесть элементов, праведно провозглашённые Благословенным,
который знает и видит, совершенным и полностью просветлённым.
Как достопочтенный знает, как он видит, в отношении этих шести
элементов, так что посредством не-цепляния его ум освободился
от пятен?»
Монахи,
когда монах – чьи загрязнения уничтожены, который прожил святую
жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз,
достиг истинной цели – уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания, он естественным
образом ответит так:
«Друзья,
я считал элемент земли безличностным, не имея [ощущения] «я»
на основе элемента земли3. C
уничтожением, исчезновением, прекращением, оставлением, и отбрасыванием
влечения и цепляния по отношению к элементу земли, [а также]
умственных позиций, приверженностей, скрытых склонностей по
отношению к элементу земли, я понял, что мой ум освобождён.
Друзья,
я считал элемент воды… огня… воздуха… пространства… сознания
безличностным, не имея [ощущения] «я» на основе элемента сознания.
C уничтожением, угасанием, прекращением, оставлением, и отбрасыванием
влечения и цепляния по отношению к элементу сознания, [а также]
умственных позиций, приверженностей, скрытых склонностей по
отношению к элементу сознания, я понял, что мой ум освобождён.
Зная
так и видя так, в отношении этих шести элементов, посредством
не-цепляния мой ум освободился от пятен».
Шесть
внутренних и внешних сфер
Сказав «хорошо», можно восхититься и возрадоваться словам этого
монаха. Сделав так, следует задать дальнейший вопрос: «Друг,
существуют эти шесть внутренних и внешних сфер, праведно провозглашённых
Благословенным, который знает и видит, совершенным и полностью
просветлённым. Какие шесть?
* глаз
и формы,
* ухо
и звуки,
* нос
и запахи,
* язык
и вкусы,
* тело
и осязаемые вещи,
* ум
и умственные феномены.
Таковы, друг, шесть внутренних и внешних сфер, праведно провозглашённых
Благословенным, который знает и видит, совершенным и полностью
просветлённым. Как достопочтенный знает, как он видит, в отношении
этих шести внутренних и внешних сфер, так что посредством не-цепляния
его ум освободился от пятен?»
Монахи,
когда монах – чьи загрязнения уничтожены, который прожил святую
жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз,
достиг истинной цели – уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания, то он естественным
образом ответит так:
«Друзья,
с уничтожением, исчезновением, прекращением, оставлением и отбрасыванием
желания, страсти, наслаждения, жажды, влечения, и цепляния,
[а также] умственных позиций, приверженностей, скрытых склонностей
по отношению к глазу, формам, сознанию глаза и к вещам, познаваемым
[умом] посредством сознания глаза, я понял, что мой ум освобождён4.
С
уничтожением, исчезновением, прекращением, оставлением и отбрасыванием
желания, страсти, наслаждения, жажды, влечения и цепляния, [а
также] умственных позиций, приверженностей, скрытых склонностей
по отношению к уху, звукам, сознанию уха и к вещам, познаваемым
[умом] посредством сознания уха, я понял, что мой ум освобождён…
…по
отношению к носу, запахам, сознанию носа и к вещам, познаваемым
[умом] посредством сознания носа…
…по
отношению к языку, вкусам, сознанию языка, и к вещам, познаваемым
[умом] посредством сознания языка…
…по
отношению к телу, осязаемым вещам, сознанию тела и к вещам,
познаваемым [умом] посредством сознания тела…
…по
отношению к уму, феноменам ума, сознанию ума и к вещам, познаваемым
[умом] посредством сознания ума, я понял, что мой ум освобождён.
Зная
так и видя так, в отношении этих шести внутренних и внешних
сфер, посредством не-цепляния мой ум освободился от пятен».
Сказав «хорошо», можно восхититься и возрадоваться
словам этого монаха. Сделав это, следует задать дальнейший вопрос
так: «Друг, как достопочтенный знает, как он видит в отношении
этого тела с его сознанием и всеми внешними образами [так, что]
cотворение «я», сотворение «моего», скрытая склонность к самомнению
были уничтожены в нём?5»
Монахи,
когда монах – чьи загрязнения уничтожены, который прожил святую
жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз,
достиг истинной цели – уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания, то он естественным
образом ответит так: «Друзья, прежде, когда я жил домохозяйской
жизнью, я был невежественен. Затем, Татхагата или его ученик
обучил меня Дхамме. Услышав Дхамму, я обрёл веру в Татхагату.
Обладая этой верой, я подумал так: «Домохозяйская жизнь тесная
и пыльная. Бездомная жизнь подобна бескрайним просторам. Непросто,
проживая дома, вести святую жизнь, всецело чистую и совершенную,
словно отполированная морская раковина. Что, если я, обрив волосы
и бороду, и надев жёлтые одежды, оставлю домохозяйскую жизнь
ради жизни бездомной?»
... 6 ...
...вошёл и пребывал в четвёртой джхане, которая является ни-приятной-ни-болезненной,
характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Когда мой ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким, безупречным,
избавленным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым и
непоколебимым, я направил его к знанию окончания пятен [загрязнений
ума]. Я напрямую познал в соответствии с действительностью:
«Это – страдание… Это – происхождение страдания… Это – прекращение
страдания… Это – путь, ведущий к прекращению страдания… Это
– пятна [загрязнений ума]... Это – происхождение пятен… Это
– прекращение пятен… Это – путь, ведущий к прекращению пятен».
Когда
я узнал и увидел так, мой ум освободился от пятна чувственного
желания, от пятна существования, от пятна неведения. Когда он
освободился, пришло знание: «Он освобождён». Я напрямую знал:
«Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что
нужно было сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии
существования».7
Из-за
знания того, что это так, из-за видения того, что это так, друзья,
в отношении этого тела с его сознанием и [в отношении] всех
внешних образов – cотворение «я», сотворение «моего», и скрытая
склонность к самомнению были уничтожены во мне».
Монахи,
сказав «хорошо», можно восхититься и возрадоваться словам этого
монаха. Сделав это, следует сказать ему: «Какое благо для нас,
друг, какое великое благо для нас, друг, что у нас есть такой
товарищ по святой жизни как достопочтенный»8.
Так
сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами
Благословенного.
|