Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. И в то время группа монахов сидела в зале
для собраний, где они собрались вместе после принятия пищи, вернувшись
с хождения за подаяниями. И тогда следующая беседа случилась между
ними: «Удивительно, друзья, поразительно, как силён и могущественен
Татхагата! Ведь он способен узнать о буддах прошлого – которые
достигли окончательной ниббаны, срезали разрастание, разбили цикл,
завершили круговерть, преодолели все страдания – что рождение
этих Благословенных было таким-то, их звали так-то, они были из
таких-то кланов, их нравственность была такой-то, их состояние
[сосредоточения] было таким-то, их мудрость была такой-то, их
пребывание в [медитативных достижениях] было таким-то, их освобождение
было таким-то»1.
Когда
так было сказано, достопочтенный Ананда сказал монахам: «Друзья,
Татхагаты удивительны и обладают удивительными качествами. Татхагаты
поразительны и обладают поразительными качествами».
Но эта их
беседа была прервана, так как Благословенный вечером вышел из
медитации и отправился в зал для собраний, где сел на подготовленное
сиденье, и там он обратился к монахам: «Ради какой беседы вы
сидите сейчас здесь, монахи? В чём состояла незавершённая вами
беседа?»
«Уважаемый,
мы сидели в зале для собраний, где собрались вместе после принятия
пищи, вернувшись с хождения за подаяниями. И тогда следующая
беседа случилась между нами: «Удивительно, друзья, поразительно…
освобождение было таким-то». Когда так было сказано, Уважаемый,
достопочтенный Ананда сказал нам: «Друзья, Татхагаты удивительны
и обладают удивительными качествами. Татхагаты поразительны
и обладают поразительными качествами». Вот в чём состояла наша
беседа, которая была прервана, когда Благословенный прибыл».
Тогда
Благословенный обратился к достопочтенному Ананде: «Поскольку
это так, Ананда, разъясни более подробно удивительные и поразительные
качества Татхагаты».
«Уважаемый,
я слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Осознанным
и бдительным, Ананда, бодхисатта возник в небесном мире Туситы».
То, что бодхисатта возник в небесном мире Туситы осознанным
и бдительным – это я помню как удивительное и поразительное
качество Благословенного.
Я слышал
и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Осознанным
и бдительным бодхисатта оставался в небесном мире Туситы». Это
я также помню как удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я слышал
и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Весь свой
срок жизни бодхисатта оставался в небесном мире Туситы». Это
я также помню как удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я слышал
и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Будучи осознанным
и бдительным, бодхисатта скончался в небесном мире Туситы и
низошёл в утробу своей матери». Это я также помню как удивительное
и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта скончался в небесном мире Туситы и низошёл в утробу
своей матери, великий безмерный свет, превосходящий сияние божеств,
возник в мире с его богами, с его Марами, с его Брахмами, в
этом поколении с его жрецами и отшельниками, князьями и [простыми]
людьми. И даже в тех бездонных промежутках пустоты, темноты,
кромешной тьмы, [что находятся] между мирами, докуда не достаёт
свет луны и солнца – таких великих и могущественных – там тоже
возник великий безмерный свет, превосходящий сияние божеств.
И существа, переродившиеся там, воспринимали друг друга благодаря
этому свету: «Воистину, почтенный, есть и другие существа, переродившиеся
здесь!» И вся эта система десяти тысяч миров сотряслась, затрепетала,
содрогнулась, и в ней также возник великий безмерный свет, превосходящий
сияние божеств». Это я также помню как удивительное и поразительное
качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта низошёл в утробу своей матери, четыре молодых божества
пришли с четырёх сторон света, чтобы защитить его, так чтобы
ни люди, ни нечеловеческие существа, ни кто бы то ни было в
мире не навредил бодхисатте или его матери». Это я также помню
как удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта низошёл в утробу своей матери, она естественным образом
стала нравственной, воздерживаясь от убийства живых существ,
от взятия того, что не дано, от неблагого поведения в чувственных
удовольствиях, от лжи, от вина, спиртного, одурманивающих веществ,
что являются основой для беспечности». Это я также помню как
удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта низошёл в утробу своей матери, в ней более не возникали
чувственные мысли по отношению к мужчинам, она стала недоступной
любому мужчине с похотливым умом». Это я также помню как удивительное
и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта низошёл в утробу своей матери, она обрела пять нитей
чувственного удовольствия, и будучи наделённой ими, она услаждала
себя ими». Это я также помню как удивительное и поразительное
качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта низошёл в утробу своей матери, в ней более не возникало
какой-либо болезненности. Она пребывала в блаженстве и была
свободна от телесного утомления. Она видела бодхисатту в своей
утробе со всеми частями его тела, со всеми способностями [органов
чувств]. Представь берилл, красивый драгоценный камень чистой
воды, с восемью гранями, тщательно обработанный, и в него была
бы продета голубая, жёлтая, красная, белая или коричневая нить.
Тогда человек с хорошим зрением взял бы его в руку и рассматривал
так: «Вот этот берилл, красивый драгоценный камень чистой воды,
с восемью гранями, тщательно обработанный. А вот в него продета
голубая, жёлтая, красная, белая, или коричневая нить». Точно
так же, когда бодхисатта низошёл в утробу своей матери… со всеми
частями его тела, со всеми способностями [органов чувств]»2.
Это я также помню как удивительное и поразительное качество
Благословенного.
Я слышал
и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Через семь
дней после рождения бодхисатты его мать умерла и переродилась
в небесном мире Туситы». Это я также помню как удивительное
и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Другие
женщины рожают, выносив ребёнка в утробе в течение девяти или
десяти месяцев, но с матерью бодхисатты не так. Мать бодхисатты
рожает его, выносив его в утробе в течение ровно десяти месяцев».
Это я также помню как удивительное и поразительное качество
Благословенного.
Я слышал
и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Другие женщины
рожают сидя или лёжа, но с матерью бодхисатты не так. Мать бодхисатты
рожает его стоя». Это я также помню как удивительное и поразительное
качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта вышел из утробы своей матери, то вначале божества
приняли его, а затем человеческие существа». Это я также помню
как удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта вышел из утробы своей матери, он не коснулся земли.
Четыре молодых божества приняли его и поднесли его матери, говоря:
«Возрадуйся, царица, сын величайшего могущества родился у тебя»3.
Это я также помню как удивительное и поразительное качество
Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта вышел из утробы своей матери, он вышел незапятнанным,
незапачканным водами, слизью, кровью или какими-либо нечистотами
– он чист и незапятнан. Если драгоценный камень положить на
касийскую ткань, то камень не загрязняет ткань, а ткань не загрязняет
камень. Почему? Из-за чистоты обоих». Точно также, когда бодхисатта
вышел из утробы… чист и незапятнан. Это я также помню как удивительное
и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта вышел из утробы своей матери, две струи воды возникли,
чтобы пролиться с небес и искупать бодхисатту и его мать – одна
холодная, а другая горячая». Это я также помню как удивительное
и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта родился, он прочно встал ногами на землю. Затем под
белым балдахином, что держали над ним, он сделал семь шагов
на север, окинул взором каждую сторону света и произнёс эти
слова Вожака Стада: «Я высочайший в мире. Я наилучший в мире.
Я непревзойдённый в мире. Это моё последнее рождение. Для меня
не будет более нового существования». Это я также помню как
удивительное и поразительное качество Благословенного.
Я
слышал и заучил из уст самого Благословенного следующее: «Когда
бодхисатта вышел из утробы своей матери, великий безмерный свет,
превосходящий сияние божеств, возник в мире с его богами… 4
система десяти тысяч миров сотряслась, затрепетала, содрогнулась,
и в ней также возник великий безмерный свет, превосходящий сияние
божеств». То, что когда бодхисатта вышел из утробы своей матери,
великий безмерный свет, превосходящий сияние божеств, возник…
– это я также помню как удивительное и поразительное качество
Благословенного».
«В этом
отношении, Ананда, запомни и это также как удивительное и поразительное
качество Татхагаты: Ананда, Татхагата знает чувства по мере
того как они возникают, по мере того как они наличествуют, по
мере того как они исчезают; [он] знает восприятия по мере того
как они возникают, по мере того как они наличествуют, по мере
того как они исчезают; [он] знает мысли по мере того как они
возникают, по мере того как они наличествуют, по мере того как
они исчезают. Ананда, запомни и это также как удивительное и
поразительное качество Татхагаты».
«Уважаемый,
поскольку Благословенный знает чувства по мере того как они
возникают… – то это я также запомню как удивительное и поразительное
качество Благословенного».
Так
сказал достопочтенный Ананда. Учитель одобрил. Монахи были довольны
и восхитились словами достопочтенного Ананды5.
|