Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чуларахуловада-сутта: Малое наставление Рахуле
МН 147

 
редакция перевода: 22.11.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 1126"

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И тогда, по мере того как Благословенный пребывал уединённым в медитации, такое раздумье возникло у него в уме: «Те состояния, что созревают в освобождении, достигли зрелости в Рахуле. Что, если я поведу его дальше, к уничтожению пятен [умственных загрязнений]?»
И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и внешнее одеяние, и отправился в Саваттхи за подаяниями. Когда он вернулся с хождения за подаяниями, после принятия пищи он обратился к достопочтенному Рахуле так: «Возьми коврик для сидения, Рахула. Пойдём в рощу Слепых, чтобы провести там остаток дня».
«Да, уважаемый» – ответил достопочтенный Рахула и, взяв коврик для сиденья, он последовал вслед за Благословенным.
В то время многие тысячи божеств [также] последовали за Благословенным, думая: «Сегодня Благословенный приведёт достопочтенного Рахулу дальше, к уничтожению пятен». Затем Благословенный вошёл в рощу Слепых и сел под неким деревом на подготовленное сиденье. Достопочтенный Рахула поклонился Благословенному и сел рядом. Тогда Благословенный сказал ему:
«Как ты думаешь, Рахула, глаз является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, уважаемый».
«А то, что непостоянно – является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Формы постоянны или непостоянны?...
«Сознание глаза постоянно или непостоянно?...
«Контакт глаза постоянен или непостоянен?...
«Что-либо, что входит в чувство, восприятие, формации [ума], или сознание, и возникает, имея в качестве причины контакт глаза, постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно – является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Ухо является постоянным или непостоянным?...
«Нос является постоянным или непостоянным?...
«Язык является постоянным или непостоянным?...
«Тело является постоянным или непостоянным?...
«Ум является постоянным или непостоянным?...
«Умственные феномены постоянны или непостоянны?...
«Сознание ума постоянно или непостоянно?...
«Контакт ума постоянен или непостоянен?...
«Что-либо, что входит в чувство, восприятие, формации [ума], или сознание, и возникает, имея в качестве причины контакт ума, постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно – является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Видя так, Рахула, хорошо обученный благородный ученик теряет очарованность [по отношению] к глазу, формам, сознанию глаза, контакту глаза, и ко всему, что входит в чувство, восприятие, формации, сознание, и возникает, имея в качестве причины контакт глаза. Он теряет очарованность [по отношению] к уху… носу… языку… телу… уму, умственным феноменам, сознанию ума, контакту ума, и ко всему, что входит в чувство, восприятие, формации, сознание, и возникает, имея в качестве причины контакт ума.
Утратив очарованность, он становится беспристрастным. Через беспристрастие [его ум] освобождается. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что нужно было сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Так сказал Благословенный. Воодушевлённый, достопочтенный Рахула был доволен и восхитился словами Благословенного. И по мере того как произносилось это наставление, ум достопочтенного Рахулы освободился от пятен [умственных загрязнений] посредством не-цепляния, а у многих тысяч божеств возникло незапылённое, незапятнанное видение Дхаммы: «Всё, что подвержено возникновению, – подвержено и прекращению».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.