Содержание
Личность
Воззрения о «Я»
Благородный восьмеричный путь
Сосредоточение
Формации
Прекращение восприятия и чувствования
Чувство
Скрытые склонности
Обратная сторона
Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Раджагахе, в Бамбуковой
роще, в Беличьем Святилище. И тогда мирянин Висакха отправился
к монахине Дхаммадинне1, поклонился
ей, сел рядом и спросил её:
– Досточтимая, «личность, личность» – так говорят2.
Что Благословенный называет личностью?
–
Друг Висакха, эти пять совокупностей, подверженные цеплянию,
Благословенный называет личностью:
* материальную форму как совокупность, подверженную цеплянию,
*
чувство как совокупность, подверженную цеплянию,
*
восприятие как совокупность, подверженную цеплянию,
*
формации [ума] как совокупность, подверженную цеплянию,
*
сознание как совокупность, подверженную цеплянию.
Эти пять совокупностей, подверженные цеплянию, Благословенный
называет личностью.
Сказав:
«Хорошо, досточтимая», мирянин Висакха восхитился и порадовался
словам монахини Дхаммадинны. Затем он задал ей следующий вопрос:
– Досточтимая, «возникновение личности, возникновение личности»
– так говорят. Что Благословенный называет возникновением личности?
–
Друг Висакха, жажда, которая приводит к новому существованию,
сопровождающаяся наслаждением и страстью, наслаждением в том
и в этом, то есть жажда чувственных удовольствий, жажда к существованию,
жажда к несуществованию. Это Благословенный называет возникновением
личности.
–
Досточтимая, «прекращение личности, прекращение личности»
– так говорят. Что Благословенный называет прекращением личности?
–
Друг Висакха, безостаточное угасание и прекращение, отбрасывание,
оставление, отпускание и выбрасывание этой самой жажды. Это
Благословенный называет прекращением личности.
–
Досточтимая, «путь, ведущий к прекращению личности, путь,
ведущий к прекращению личности» – так говорят. Что Благословенный
называет путём, ведущим к прекращению личности?
–
Друг Висакха, это тот самый Благородный восьмеричный путь:
* правильные воззрения,
*
правильное устремление,
*
правильная речь,
* правильные
действия,
*
правильные средства к жизни,
*
правильное усилие,
*
правильная осознанность,
*
правильное сосредоточение.
– Досточтимая, это цепляние является одним и тем же, что и пять
совокупностей, подверженных цеплянию, или же цепляние – это
нечто отдельное от пяти совокупностей, подверженных цеплянию?
–
Друг Висакха, цепляние не является тем же самым, что и пять
совокупностей, подверженных цеплянию, но это и не есть нечто
отдельное от пяти совокупностей, подверженных цеплянию. Желание
и страсть по отношению к пяти совокупностям, подверженным цеплянию,
– вот где здесь цепляние.
– Досточтимая, как возникает воззрение о
«личности»?3
–
Вот, друг Висакха, необученный заурядный человек, который не
уважает Благородных, неумелый и не тренированный в их Дхамме,
который не уважает чистых людей, неумелый и не тренированный
в их Дхамме, считает что:
* материальная форма – это «я»; или что
*
«я» владеет материальной формой; или что
*
материальная форма находится внутри «я»; или что
*
«я» находится в материальной форме.
Он считает, что чувство… восприятие… формации [ума]... сознание
– это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится
внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Вот как
возникает воззрение о «личности».
–
Досточтимая, как воззрение о «личности» не возникает?
–
Вот, друг Висакха, хорошо обученный благородный ученик, который
уважает Благородных, умелый и тренированный в их Дхамме, который
уважает чистых людей, умелый и тренированный в их Дхамме, не
считает, что материальная форма – это «я»… или что «я» находится
в сознании.
Вот
как воззрение о «личности» не возникает.
Благородный восьмеричный путь
– Досточтимая, что такое Благородный восьмеричный путь?
«Друг
Висакха, это тот самый Благородный восьмеричный путь: правильные
воззрения… правильное сосредоточение.
–
Досточтимая, Благородный восьмеричный путь является обусловленным
или необусловленным?
–
Друг Висакха, Благородный восьмеричный путь является обусловленным.
–
Досточтимая, три совокупности [пути практики] включены в
Благородный восьмеричный путь, или же Благородный восьмеричный
путь включён в три совокупности?
–
Три совокупности не включены в Благородный восьмеричный путь,
друг Висакха, но Благородный восьмеричный путь включён в три
совокупности [пути практики]4.
Правильная речь, правильное действие, правильные средства к
жизни – эти состояния включены в совокупность нравственности.
Правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение
– эти состояния включены в совокупность сосредоточения. Правильные
воззрения и правильное устремление – эти состояния включены
в совокупность мудрости.
– Досточтимая, что такое сосредоточение? Что является основой
сосредоточения? Что является оснащением сосредоточения? Что
является развитием сосредоточения?
–
Единение ума, друг Висакха, является сосредоточением. Четыре
основы осознанности являются основой сосредоточения5.
Четыре правильных старания являются оснащением сосредоточения.
Повторение, развитие, взращивание этих самых состояний является
в этом плане развитием сосредоточения.
– Досточтимая, сколько есть формаций?
–
Есть три формации, друг Висакха:
* телесная формация,
*
словесная формация,
*
умственная формация.
– Но, досточтимая, что такое телесная формация? Что такое словесная
формация? Что такое умственная формация?
–
Вдох и выдох, друг Висакха – это телесная формация. Направление
ума [на объект] и удержание [на нём] – это словесная формация.
Восприятие и чувство – это умственная формация.
–
Но, досточтимая, почему вдох и выдох – это телесная формация?
Почему направление ума [на объект] и удержание [на нём] – это
словесная формация? Почему восприятие и чувство – это умственная
формация?
–
Друг Висакха, вдохи и выдохи телесны. Эти состояния связаны
с телом. Вот почему вдох и выдох – это телесная формация. Вначале
направив [ум к мысли], а затем, удержав [ум на мысли], человек
начинает говорить. Вот почему направление и удержание являются
словесной формацией. Восприятие и чувство умственны. Эти состояния
связаны с умом. Вот почему восприятие и чувство – это умственная
формация.
Достижение прекращение восприятия и чувствования
– Досточтимая, как происходит достижение прекращения восприятия
и чувствования?
–
Друг Висакха, когда монах достигает прекращения восприятия и
чувствования, мысль не приходит к нему: «Я достигну прекращения
восприятия и чувствования», или «Я достигаю прекращения восприятия
и чувствования», или «Я достиг прекращения восприятия и чувствования».
Вместо этого, то, как прежде был развит его ум, и приводит его
к этому состоянию.
–
Досточтимая, когда монах достигает прекращения восприятия
и чувствования, какие состояния прекращаются в нём вначале:
телесная формация, словесная формация, или умственная формация?
–
Друг Висакха, когда монах достигает прекращения восприятия и
чувствования, то вначале прекращается словесная формация, затем
телесная формация, затем умственная формация6.
–
Досточтимая, как происходит выход из достижения прекращения
восприятия и чувствования?
–
Друг Висакха, когда монах выходит из достижения прекращения
восприятия и чувствования, к нему не приходит мысль: «Сейчас
я выйду из достижения прекращения восприятия и чувствования»,
или «Я выхожу из достижения прекращения восприятия и чувствования»,
или «Я вышел из достижения прекращения восприятия и чувствования».
Вместо этого, то, как прежде был развит его ум, и приводит его
к этому состоянию7.
–
Досточтимая, когда монах выходит из достижения прекращения
восприятия и чувствования, какие состояния возникают вначале:
телесная формация, словесная формация, или умственная формация?
–
Друг Висакха, когда монах выходит из достижения прекращения
восприятия и чувствования, умственная формация возникает вначале,
затем – телесная формация, затем – словесная формация.
–
Досточтимая, когда монах вышел из достижения прекращения
восприятия и чувствования, то сколько видов контакта касаются
его?
–
Друг Висакха, когда монах вышел из достижения прекращения восприятия
и чувствования, три контакта касаются его: пустотный контакт,
беспредметный контакт, безжеланный контакт8.
–
Досточтимая, когда монах вышел из достижения прекращения
восприятия и чувствования, к чему склоняется его ум, к чему
направляется, к чему устремляется?
–
Друг Висакха, когда монах вышел из достижения прекращения восприятия
и чувствования, его ум склоняется к затворничеству, направляется
к затворничеству, устремляется к затворничеству9.
– Досточтимая, сколько есть видов чувств?
–
Друг Висакха, есть три вида чувств: приятное чувство, болезненное
чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство.
–
Но, что такое, досточтимая, приятное чувство? Что такое болезненное
чувство? Что такое ни-приятное-ни-болезненное чувство?
–
Друг Висакха, всё, что переживается телесно или умственно как
приятное и успокаивающее, является приятным чувством. Всё, что
переживается телесно или умственно как болезненное и ранящее,
является болезненным чувством. Всё, что переживается телесно
или умственно ни как успокаивающее, ни как ранящее, является
ни-приятным-ни-болезненным чувством.
–
Досточтимая, что приятно и что болезненно в отношении приятного
чувства? Что болезненно и что приятно в отношении болезненного
чувства? Что приятно и что болезненно в отношении ни-приятного-ни-болезненного
чувства?
–
Друг Висакха, приятное чувство приятно, когда оно продолжается,
и болезненно, когда оно изменяется. Болезненное чувство болезненно,
когда оно продолжается, и приятно, когда оно изменяется. Ни-приятное-ни-болезненное
чувство приятно, когда имеется знание [о нём], и болезненно,
когда нет знания [о нём].
– Досточтимая, какая скрытая склонность лежит в основе приятного
чувства? Какая скрытая склонность лежит в основе болезненного
чувства? Какая скрытая склонность лежит в основе ни-приятного-ни-болезненного
чувства?
–
Друг Висакха, скрытая склонность к жажде лежит в основе приятного
чувства. Скрытая склонность к злобе лежит в основе болезненного
чувства. Скрытая склонность к неведению лежит в основе ни-приятного-ни-болезненного
чувства.
–
Досточтимая, скрытая склонность к жажде лежит в основе любого
приятного чувства? Скрытая склонность к злобе лежит в основе
любого болезненного чувства? Скрытая склонность к неведению
лежит в основе любого ни-приятного-ни-болезненного чувства?
–
Друг Висакха, скрытая склонность к жажде не лежит в основе любого
приятного чувства. Скрытая склонность к злобе не лежит в основе
любого болезненного чувства. Скрытая склонность к неведению
не лежит в основе любого ни-приятного-ни-болезненного чувства.
–
Досточтимая, что следует отбросить в отношении приятного
чувства? Что следует отбросить в отношении болезненного чувства?
Что следует отбросить в отношении ни-приятного-ни-болезненного
чувства?
–
Друг Висакха, скрытую склонность к жажде следует отбросить в
отношении приятного чувства. Скрытую склонность к злобе следует
отбросить в отношении болезненного чувства. Скрытую склонность
к неведению следует отбросить в отношении ни-приятного-ни-болезненного
чувства.
–
Досточтимая, скрытую склонность к жажде нужно отбросить в отношении
любого приятного чувства? Скрытую склонность к злобе нужно отбросить
в отношении любого болезненного чувства? Скрытую склонность
к неведению нужно отбросить в отношении любого ни-приятного-ни-болезненного
чувства?
–
Друг Висакха, скрытую склонность к жажде не нужно отбрасывать
в отношении любого приятного чувства. Скрытую склонность к злобе
не нужно отбрасывать в отношении любого болезненного чувства.
Скрытую склонность к неведению не нужно отбрасывать в отношении
любого ни-приятного-ни-болезненного чувства.
Вот,
друг Висакха, будучи отстранённым от чувственных удовольствий,
отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит [в первую
джхану] и пребывает в первой джхане, которая сопровождается
направлением [ума на объект медитации] и удержанием [на нём],
с восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости.
Этим он отбрасывает жажду, и скрытая склонность к жажде не залегает
в основе этого10.
Вот
монах рассуждает так: «Когда же я войду [в ту сферу] и буду
пребывать в той сфере, в которую сейчас входят и в которой пребывают
благородные?» В том, кто порождает стремление к наивысшему освобождению,
возникает грусть, имея это стремление в качестве условия. Этим
он отбрасывает злобу, и скрытая склонность к злобе не залегает
в основе этого11.
Вот
с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим
угасанием радости и грусти, монах входит [в четвёртую джхану]
и пребывает в четвёртой джхане, которая является ни-приятной-ни-болезненной,
характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Этим он отбрасывает неведение, и скрытая склонность к неведению
не залегает в основе этого12.
– Досточтимая, что является обратной стороной приятного чувства?
–
Друг Висакха, болезненное чувство – обратная сторона приятного
чувства.
–
Что является обратной стороной болезненного чувства?
–
Приятное чувство – обратная сторона болезненного чувства.
–
Что является обратной стороной ни-приятного-ни-болезненного
чувства?
–
Неведение – обратная сторона ни-приятного-ни-болезненного чувства13.
–
Что является обратной стороной неведения?
–
Истинное знание – обратная сторона неведения.
–
Что является обратной стороной истинного знания?
–
Освобождение – обратная сторона истинного знания.
–
Что является обратной стороной освобождения?
–
Ниббана – обратная сторона освобождения.
–
Что является обратной стороной ниббаны?
–
Друг Висакха, ты слишком далеко зашёл в своём вопрошании, ты
не смог уловить предел вопрошанию. Ведь святая жизнь, друг Висакха,
основывается на ниббане, завершается в ниббане, заканчивается
в ниббане. Если желаешь, друг Висакха, отправляйся к Благословенному
и спроси его о значении этого. Как Благословенный тебе объяснит,
так тебе и следует это запомнить.
И
тогда мирянин Висакха, восхитившись и возрадовавшись словам
монахини Дхаммадинны, встал со своего сиденья и, поклонившись
ей и обойдя её с правой стороны, отправился к Благословенному.
Поклонившись ему, он сел рядом и рассказал Благословенному обо
всей беседе с монахиней Дхаммадинной. Когда он закончил, Благословенный
сказал ему:
–
Монахиня Дхаммадинна мудра, Висакха, монахиня Дхаммадинна обладает
великой мудростью. Если бы ты спросил меня о значении этого,
то я бы объяснил тебе тем же самым способом, как это и объяснила
монахиня Дхаммадинна. Таково значение этого, и так тебе следует
это запомнить.
Так сказал Благословенный. Мирянин Висакха был доволен и восхитился
словами Благословенного.
|