Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Гулиссани-сутта: Гулиссани
МН 69

 
редакция перевода: 28.10.2020
Перевод с английского: SV

источник:
"Majjhima Nikaya by Nyanamoli & Bodhi, p. 572"

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Раджагахе, в Бамбуковой роще, в Беличьем Святилище. И в то время монах по имени Гулиссани, проживающий в лесу, но с распущенным поведением, прибыл в общину монахов, чтобы побыть в ней по некоему делу. Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам так, имея в виду монаха Гулиссани:
«Друзья, когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, он должен быть уважительным и почтительным к своим товарищам по святой жизни. Если он неуважителен и непочтителен к своим товарищам по святой жизни, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он неуважителен и непочтителен к своим товарищам по святой жизни?» Поскольку найдутся те, кто скажет о нём так, монах, проживающий в лесу, пришедший в общину и живущий в общине, должен быть уважительным и почтительным к своим товарищам по святой жизни.
Когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, он должен быть умелым в хорошем поведении в отношении сидений: «Я буду сидеть так, чтобы не посягать на старших монахов, и не стану отказывать новым монахам в сиденье». Если он неумелый в хорошем поведении в отношении сидений, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не знает даже о том, что относится к хорошему поведению?» Поскольку найдутся те… должен быть умелым в хорошем поведении в отношении сидений.
Когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, ему не следует входить в деревню слишком рано или же возвращаться слишком поздно днём. Если он входит в деревню слишком рано или же возвращается слишком поздно днём, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он входит в деревню слишком рано и возвращается слишком поздно днём?» Поскольку найдутся те… не следует входить в деревню слишком рано или же возвращаться слишком поздно днём.
Когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, ему не следует посещать семьи до принятия пищи или после принятия пищи1. Если он отправляется посетить семьи до принятия пищи или после принятия пищи, то найдутся те, кто скажет о нём: «Вне сомнений, этот достопочтенный, проживающий в лесу, проживая в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, привык делать несвоевременные визиты, ведь он ведёт себя так же, когда пришёл в общину». Поскольку найдутся те… не следует посещать семьи до принятия пищи или после принятия пищи.
Когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, ему не следует быть высокомерным и тщеславным. Если он высокомерен и тщеславен, то найдутся те, кто скажет о нём: «Вне сомнений, этот достопочтенный, проживающий в лесу, проживая в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, в целом, должно быть, высокомерен и тщеславен, ведь он ведёт себя так, когда пришёл в общину». Поскольку найдутся те… не следует быть высокомерным и тщеславным.
Когда монах, проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, ему не следует быть тем, кто говорит грубо и распущенно. Если он тот, кто говорит грубо и распущенно, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он тот, кто говорит грубо и распущенно?» Поскольку найдутся те… не следует быть тем, кто говорит грубо и распущенно.
Когда монах проживающий в лесу, приходит в общину и живёт в общине, он должен быть тем, кого легко исправить, и он должен общаться с хорошими друзьями. Если его трудно исправить и он общается с плохими друзьями, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь его трудно исправить, и он общается с плохими друзьями?» Поскольку найдутся те… легко исправить, и он должен общаться с хорошими друзьями.
Монах, проживающий в лесу, должен охранять двери своих органов чувств. Если он не охраняет дверей своих способностей [органов] чувств, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не охраняет двери своих способностей [органов] чувств?» Поскольку найдутся те… должен охранять двери своих способностей [органов] чувств.
Монах, проживающий в лесу, должен быть умеренным в еде. Если он не умерен в еде, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не умерен в еде?» Поскольку найдутся те… должен быть умеренным в еде.
Монах, проживающий в лесу, должен предаваться бодрствованию. Если он не предаётся бодрствованию, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не предаётся бодрствованию?» Поскольку найдутся те… должен предаваться бодрствованию.
Монах, проживающий в лесу, должен быть усердным. Если он не усердный, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он ленив?» Поскольку найдутся те… должен быть усердным.
Монах, проживающий в лесу, должен быть утверждённым в осознанности. Если он не осознан, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не осознан?» Поскольку найдутся те… должен быть утверждённым в осознанности.
Монах, проживающий в лесу, должен быть сосредоточенным. Если он не сосредоточен, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не сосредоточен?» Поскольку найдутся те… должен быть сосредоточенным.
Монах, проживающий в лесу, должен быть мудрым. Если он не мудр, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не мудр?» Поскольку найдутся те… должен быть мудрым.
Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [изучению] высшей Дхаммы и высшей Винаи. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха о высшей Дхамме и высшей Винае. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь когда ему задали вопрос о высшей Дхамме и высшей Винае, он не может ответить?» Поскольку найдутся те… должен посвящать себя [изучению] высшей Дхаммы и высшей Винаи.
Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [практике] тех освобождений, которые умиротворённые и нематериальные, превосходящие форму2. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха об освобождениях, которые умиротворённые и нематериальные, превосходящие форму. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь когда ему задали вопрос об этих освобождениях… он не может ответить?» Поскольку найдутся те… должен посвящать себя [практике] тех освобождений, которые умиротворённые и нематериальные, превосходящие форму.
Монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [достижению] сверхчеловеческих состояний3. Есть те, кто спросят проживающего в лесу монаха о сверхчеловеческих состояниях. Если, будучи спрошенным, он не сможет ответить, то найдутся те, кто скажет о нём: «Чего добился этот достопочтенный, проживающий в лесу, своим житием в уединении в лесу, поступая так, как он хочет, ведь он не знает даже цели, ради которой ушёл в жизнь бездомную?» Поскольку найдутся те, кто скажет о нём так, монах, проживающий в лесу, должен посвящать себя [достижению] сверхчеловеческих состояний».
Когда так было сказано, достопочтенный Махамоггаллана спросил достопочтенного Сарипутту: «Друг Сарипутта, следует ли эти вещи предпринимать и практиковать только тому монаху, который проживает в лесу, или также и тем, кто проживает рядом с деревней?»
«Друг Моггаллана, эти вещи следует предпринимать и практиковать даже монаху, проживающему в лесу, что уж говорить о том, кто проживает рядом с деревней».


1 Бодхи: Виная Пачиттия 46. Монах может посещать семьи в это время только если он сообщил другому монаху в монастыре о своём намерении (за исключением периода изготовления и дарения одеяний).

2 SV: Медитативные бесформенные достижения (арупа-самапатти), которые достигаются на основе четвёртой джханы.

3 SV: Комментарий утверждает, что речь здесь идёт о всех сверхмирских состояниях (т. е. о четырёх путях и плодах этих четырёх путей). однако в МН 31 под сверхчеловеческими состояниями понимаются девять последовательных медитативных достижений, начиная с первой джханы.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.