Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. Там достопочтенный Сарипутта обратился
к монахам так:
– Друзья монахи.
– Друг, – ответили они.
Достопочтенный Сарипутта сказал следующее:
–
«Тот, у кого есть правильные воззрения; тот, у кого есть правильные
воззрения» – так говорят, друзья. В каком смысле благородный
ученик является тем, у кого есть правильные воззрения, тем,
чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в
Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме?
– Воистину, друг, мы бы пришли издалека ради того, чтобы узнать
значение этого утверждения у достопочтенного Сарипутты. Было
бы хорошо, если бы достопочтенный Сарипутта разъяснил значение
этого утверждения. Услышав это от него, монахи запомнят это.
–
В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, о чём я буду
говорить.
–
Да, друг, – ответили монахи.
Достопочтенный Сарипутта сказал следующее:
Благое и неблагое
Когда благородный ученик понимает неблагое и корень неблагого,
благое и корень благого, то в таком случае он тот, кто имеет
правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую
уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.
И
что такое, друзья, неблагое? Что такое корень неблагого? Что
такое благое? Что такое корень благого? Убийство живых существ
– это неблагое. Взятие того, что не было дано – это неблагое.
Неблагое поведение в чувственных удовольствиях – это неблагое.
Ложь – это неблагое. Злонамеренная речь – это неблагое. Грубая
речь – это неблагое. Пустословие – это неблагое. Алчность –
это неблагое. Недоброжелательность – это неблагое. Неправильные
воззрения – это неблагое. Вот что называется неблагим.
И что такое
корень неблагого? Жажда – это корень неблагого. Злоба – это
корень неблагого. Заблуждение – это корень неблагого. Вот что
называется корнем неблагого.
И
что такое благое? Воздержание от убийства – это благое. Воздержание
от взятия того, что не было дано – это благое. Воздержание от
неблагого поведения в чувственных удовольствиях – это благое.
Воздержание от лжи – это благое, воздержание от злонамеренной
речи – это благое. Воздержание от грубой речи – это благое.
Воздержание от пустословия – это благое. Отсутствие алчности
– это благое. Не-недоброжелательность – это благое. Правильные
воззрения – это благое. Вот что называется благим.
И что такое
корень благого? Не-жажда – это корень благого. Не-злоба – это
корень благого. Не-заблуждение – это корень благого. Вот что
называется корнем благого.
Когда
благородный ученик таким образом понял неблагое и корень неблагого,
благое и корень благого, он всецело оставляет скрытую склонность
к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет
скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством
оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь
и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный
ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения
прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл
к этой подлинной Дхамме.
Питание
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?»
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает питание, происхождение
питания, прекращение питания, и путь, ведущий к прекращению
питания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
питание? Что такое происхождение питания? Что такое прекращение
питания? Что такое путь, ведущий к прекращению питания?
Есть эти
четыре вида питания для поддержания существ, которые уже родились,
а также для обеспечения существ, которые собираются родиться.
Какие четыре?
* материальная еда как питание, грубая или утончённая.
* контакт
– второй [вид].
* умственное
намерение – третий.
* сознание
– четвёртый.
С возникновением жажды происходит возникновение питания. С прекращением
жажды происходит прекращение питания. Путём, ведущим к прекращению
питания, является тот самый Благородный восьмеричный путь, то
есть:
* правильные воззрения,
*
правильное устремление,
*
правильная речь,
*
правильные действия,
*
правильные средства к жизни,
*
правильное усилие,
*
правильная осознанность,
*
правильное сосредоточение.
Когда благородный ученик таким образом понял питание, происхождение
питания, прекращение питания, и путь, ведущий к прекращению
питания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Страдание
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает страдание,
происхождение страдания, прекращение страдания, и путь, ведущий
к прекращению страдания, то тогда он является тем, кто имеет
правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
страдание? Что такое происхождение страдания? Что такое прекращение
страдания? Что такое путь, ведущий к прекращению страдания?
Рождение
– это страдание, старение – это страдание, болезни – это страдание,
смерть – это страдание; печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние
– это страдание; неполучение желаемого – это страдание. Одним
словом, пять совокупностей, подверженных цеплянию, – это страдание.
Это называется страданием.
И
что такое происхождение страдания? Это жажда, которая ведёт
существ к новому существованию, сопровождающаяся наслаждением
и страстью, радующаяся и тому и этому, – то есть жажда к чувственным
удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию.
Это называется происхождением страдания.
И что такое
прекращение страдания? Это безостаточное угасание и прекращение,
отбрасывание, оставление, отпускание, изгнание этой самой жажды.
Это называется прекращением страдания.
И
что такое путь, ведущий к прекращению страдания? Это тот самый
Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения…
правильное сосредоточение. Это называется путём, ведущим к прекращению
страдания.
Когда
благородный ученик таким образом понял страдание, происхождение
страдания, прекращение страдания, и путь, ведущий к прекращению
страдания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Старение и смерть
Сказав: «Хорошо,
друг», монахи восхитились и возрадовались словам достопочтенного
Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной
Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает старение и
смерть, происхождение старения и смерти, прекращение старения
и смерти, и путь, ведущий к прекращению старения и смерти, то
тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл
к этой подлинной Дхамме.
И что такое
старение и смерть? Что такое происхождение старения и смерти?
Что такое прекращение старения и смерти? Что такое путь, ведущий
к прекращению старения и смерти?
Старение
существ в различных группах существ, их старость, разбитость
зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы,
ослабевание способностей – это называется старением. Уход существ
из различных групп существ, их кончина, распад, исчезновение,
умирание, исчерпание срока жизни, распад совокупностей – это
называется смертью. Таким образом это старение и эта смерть – это то, что называется старением и смертью.
С
возникновением рождения происходит возникновение старения и
смерти. С прекращением рождения происходит прекращение старения
и смерти. Путь, ведущий к прекращению старения и смерти – это
тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные
воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял старение и смерть, происхождение
старения и смерти, прекращение старения и смерти, и путь, ведущий
к прекращению старения и смерти, он всецело оставляет скрытую
склонность к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению,
искореняет скрытую склонность к воззрению и самомнению «я»,
и посредством оставления неведения и зарождения истинного знания
он здесь и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже
благородный ученик является тем, кто имеет правильные воззрения,
чьи воззрения прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в
Дхамме, кто прибыл к этой подлинной Дхамме.
Рождение
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает рождение, происхождение
рождения, прекращение рождения, и путь, ведущий к прекращению
рождения, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
рождение? Что такое происхождение рождения? Что такое прекращение
рождения? Что такое путь, ведущий к прекращению рождения?
Рождение
существ в различных группах существ, их приход к рождению, низвержение
[в утробу], порождение, проявление совокупностей, обретение
сфер для контакта – это называется рождением. С возникновением
существования происходит возникновение рождения. С прекращением
существования происходит прекращение рождения. Путь, ведущий
к прекращению рождения – это тот самый Благородный восьмеричный
путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял рождение, происхождение
рождения, прекращение рождения, и путь, ведущий к прекращению
рождения, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Существование
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
– Может,
друзья. Когда благородный ученик понимает существование, происхождение
существования, прекращение существования, и путь, ведущий к
прекращению существования, то тогда он является тем, кто имеет
правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
существование? Что такое происхождение существования? Что такое
прекращение существования? Что такое путь, ведущий к прекращению
существования?
Есть эти
три вида существования:
* существование в мире чувств;
*
существование в мире форм;
*
существование в бесформенном мире.
С возникновением цепляния происходит возникновение существования.
С прекращением цепляния происходит прекращение существования.
Путь, ведущий к прекращению существования, – это тот самый Благородный
восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял существование, происхождение
существования, прекращение существования, и путь, ведущий к
прекращению существования, он всецело оставляет скрытую склонность
к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет
скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством
оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь
и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный
ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения
прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл
к этой подлинной Дхамме.
Цепляние
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает цепляние, происхождение
цепляния, прекращение цепляния, и путь, ведущий к прекращению
цепляния, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
цепляние? Что такое происхождение цепляния? Что такое прекращение
цепляния? Что такое путь, ведущий к прекращению цепляния?
Есть эти
четыре вида цепляния:
* цепляние к чувственным удовольствиям;
*
цепляние к воззрениям;
* цепляние
к правилам и предписаниям;
*
цепляние к доктрине [о существовании] «я».
С возникновением жажды происходит возникновение цепляния. С
прекращением жажды происходит прекращение цепляния. Путь, ведущий
к прекращению цепляния, – это тот самый Благородный восьмеричный
путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял цепляние, происхождение
цепляния, прекращение цепляния, и путь, ведущий к прекращению
цепляния, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Жажда
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает жажду, происхождение
жажды, прекращение жажды, и путь, ведущий к прекращению жажды,
то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл
к этой подлинной Дхамме.
И что такое
жажда? Что такое происхождение жажды? Что такое прекращение
жажды? Что такое путь, ведущий к прекращению жажды?
Есть эти
шесть видов жажды:
* жажда к формам;
*
жажда к звукам;
*
жажда к запахам;
* жажда
к вкусам;
*
жажда к осязаемым вещам;
*
жажда к умственным феноменам.
С возникновением чувства происходит возникновение жажды. С прекращением
чувства происходит прекращение жажды. Путь, ведущий к прекращению
жажды, – это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть,
правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял жажду, происхождение
жажды, прекращение жажды, и путь, ведущий к прекращению жажды,
он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает
скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность
к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения
и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец
страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Чувство
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает чувство, происхождение
чувства, прекращение чувства, и путь, ведущий к прекращению
чувства, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
чувство? Что такое происхождение чувства? Что такое прекращение
чувства? Что такое путь, ведущий к прекращению чувства?
Есть эти
шесть видов чувства:
* чувство, рождённое контактом глаза;
*
чувство, рождённое контактом уха;
*
чувство, рождённое контактом носа;
*
чувство, рождённое контактом языка;,
*
чувство, рождённое контактом тела;
*
чувство, рождённое контактом ума.
С возникновением контакта происходит возникновение чувства.
С прекращением контакта происходит прекращение чувства. Путь,
ведущий к прекращению чувства, – это тот самый Благородный восьмеричный
путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял чувство, происхождение
чувства, прекращение чувства, и путь, ведущий к прекращению
чувства, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Контакт
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает контакт, происхождение
контакта, прекращение контакта, и путь, ведущий к прекращению
контакта, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
контакт? Что такое происхождение контакта? Что такое прекращение
контакта? Что такое путь, ведущий к прекращению контакта?
Есть эти
шесть видов контакта:
* контакт глаза;
*
контакт уха;
*
контакт носа;
*
контакт языка;
*
контакт тела;
*
контакт ума.
С возникновением шести сфер происходит возникновение контакта.
С прекращением шести сфер происходит прекращение контакта. Путь,
ведущий к прекращению контакта, – это тот самый Благородный
восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял контакт, происхождение
контакта, прекращение контакта, и путь, ведущий к прекращению
контакта, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Шесть сфер
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает шесть сфер,
происхождение шести сфер, прекращение шести сфер, и путь, ведущий
к прекращению шести сфер, то тогда он является тем, кто имеет
правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
шесть сфер? Что такое происхождение шести сфер? Что такое прекращение
шести сфер? Что такое путь, ведущий к прекращению шести сфер?
Есть эти
шесть сфер:
* сфера глаза;
*
сфера уха;
*
сфера носа;
*
сфера языка;
*
сфера тела;
*
сфера ума.
С возникновением имени-и-формы происходит возникновение шести
сфер. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести
сфер. Путь, ведущий к прекращению шести сфер, – это тот самый
Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения…
правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял шесть сфер, происхождение
шести сфер, прекращение шести сфер, и путь, ведущий к прекращению
шести сфер, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Имя-и-форма
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает имя-и-форму,
происхождение имени-и-формы, прекращение имени-и-формы, и путь,
ведущий к прекращению имени-и-формы, то тогда он является тем,
кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И
что такое имя-и-форма? Что такое происхождение имени-и-формы?
Что такое прекращение имени-и-формы? Что такое путь, ведущий
к прекращению имени-и-формы?
Чувство,
восприятие, волевое намерение, контакт, внимание – это называется
именем. Четыре великих элемента, а также форма, выстроенная
из четырёх великих элементов, – это называется формой. Таким
образом, это имя и эта форма – это то, что называется именем-и-формой.
С
возникновением сознания происходит возникновение имени-и-формы.
С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы.
Путь, ведущий к прекращению имени-и-формы, – это тот самый Благородный
восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял имя-и-форму, происхождение
имени-и-формы, прекращение имени-и-формы, и путь, ведущий к
прекращению имени-и-формы, он всецело оставляет скрытую склонность
к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет
скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством
оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь
и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный
ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения
прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл
к этой подлинной Дхамме.
Сознание
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает сознание, происхождение
сознания, прекращение сознания, и путь, ведущий к прекращению
сознания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения…
пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
сознание? Что такое происхождение сознания? Что такое прекращение
сознания? Что такое путь, ведущий к прекращению сознания?
Есть эти
шесть видов сознания:
* сознание глаза;
*
сознание уха;
*
сознание носа;
*
сознание языка;
* сознание
тела;
* сознание
ума.
С возникновением формирователей происходит возникновение сознания.
С прекращением формирователей происходит прекращение сознания.
Путь, ведущий к прекращению сознания, – это тот самый Благородный
восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял сознание, происхождение
сознания, прекращение сознания, и путь, ведущий к прекращению
сознания, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Формирователи
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает формирователи,
происхождение формирователей, прекращение формирователей, и
путь, ведущий к прекращению формирователей, то тогда он является
тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной
Дхамме.
И
что такое формирователи?1 Что
такое происхождение формирователей? Что такое прекращение формирователей?
Что такое путь, ведущий к прекращению формирователей?
Есть эти
три вида формирователей:
* телесный формирователь;
* словесный
формирователь;
* умственный
формирователь.
С возникновением неведения происходит возникновение формирователей.
С прекращением неведения происходит прекращение формирователей.
Путь, ведущий к прекращению формирователей, – это тот самый
Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные воззрения…
правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял формирователи, происхождение
формирователей, прекращение формирователей, и путь, ведущий
к прекращению формирователей, он всецело оставляет скрытую склонность
к страсти, разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет
скрытую склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством
оставления неведения и зарождения истинного знания он здесь
и сейчас кладёт конец страданиям. И таким образом тоже благородный
ученик является тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения
прямые, кто имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл
к этой подлинной Дхамме.
Неведение
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
– Может, друзья. Когда благородный ученик понимает неведение,
происхождение неведения, прекращение неведения, и путь, ведущий
к прекращению неведения, то тогда он является тем, кто имеет
правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И
что такое неведение? Что такое происхождение неведения? Что
такое прекращение неведения? Что такое путь, ведущий к прекращению
неведения?
Незнание
в отношении страданий, незнание в отношении происхождения страданий,
незнание в отношении прекращения страданий, незнание в отношении
пути, ведущего к прекращению страданий, – вот что называется
неведением.
С
возникновением пятен [загрязнений ума] происходит возникновение
неведения. С прекращением пятен [загрязнений ума] происходит
прекращение неведения. Путь, ведущий к прекращению неведения,
– это тот самый Благородный восьмеричный путь, то есть, правильные
воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял неведение, происхождение
неведения, прекращение неведения, и путь, ведущий к прекращению
неведения, он всецело оставляет скрытую склонность к страсти,
разрушает скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую
склонность к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления
неведения и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт
конец страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Пятна умственных загрязнений
Сказав: «Хорошо, друг», монахи восхитились и возрадовались словам
достопочтенного Сарипутты. Затем они задали ему следующий вопрос:
– Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда благородный ученик
является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой
подлинной Дхамме?
–
Может, друзья. Когда благородный ученик понимает пятна [загрязнений
ума], происхождение пятен, прекращение пятен, и путь, ведущий
к прекращению пятен, то тогда он является тем, кто имеет правильные
воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме.
И что такое
пятна? Что такое происхождение пятен? Что такое прекращение
пятен? Что такое путь, ведущий к прекращению пятен?
Есть эти
три вида пятен:
* пятно чувственного желания;
*
пятно существования;
*
пятно неведения.
С возникновением неведения происходит возникновение пятен. С
прекращением неведения происходит прекращение пятен. Путь, ведущий
к прекращению пятен, – это тот самый Благородный восьмеричный
путь, то есть, правильные воззрения… правильное сосредоточение.
Когда
благородный ученик таким образом понял пятна, происхождение
пятен, прекращение пятен, и путь, ведущий к прекращению пятен,
он всецело оставляет скрытую склонность к страсти, разрушает
скрытую склонность к отвращению, искореняет скрытую склонность
к воззрению и самомнению «я», и посредством оставления неведения
и зарождения истинного знания он здесь и сейчас кладёт конец
страданиям. И таким образом тоже благородный ученик является
тем, кто имеет правильные воззрения, чьи воззрения прямые, кто
имеет непоколебимую уверенность в Дхамме, кто прибыл к этой
подлинной Дхамме.
Так сказал достопочтенный Сарипутта. Монахи были довольны и
восхитились словами достопочтенного Сарипутты.
|