В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас зависимому возникновению
и зависимо возникшим феноменам. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Да,
Учитель» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«И
что такое, монахи, зависимое возникновение? «С рождением как
условием, старение-и-смерть [возникает]»: есть ли появление
[в мире] Татхагат или нет появления [в мире] Татхагат, этот
элемент всё равно имеет место быть, [эта] устойчивость Дхаммы,
чёткая последовательность Дхаммы, особая обусловленность1.
Татхагата пробудился в это и пробился к этому. Сделав так, он
объяснил, научил, провозгласил, утвердил, раскрыл, рассмотрел
и прояснил это. И он говорит: «Смотрите! С рождением как условием,
монахи, старение-и-смерть [возникает]».
«С существованием как условием, рождение [возникает]...
«С цеплянием как условием, существование [возникает]...
«С жаждой как условием, цепляние [возникает]...
«С чувством как условием, жажда [возникает]...
«С контактом как условием, чувство [возникает]...
«С шестью сферами чувств как условием, контакт [возникает]...
«С именем-и-формой как условием, шесть сфер чувств [возникают]...
«С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает]...
«С волевыми формирователями как условием, сознание [возникает]...
«С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]»:
есть ли появление [в мире] Татхагат или нет появления [в мире]
Татхагат, этот элемент всё равно имеет место быть, [эта] устойчивость
Дхаммы, чёткая последовательность Дхаммы, особая обусловленность.
Татхагата пробудился в это и пробился к этому. Сделав так, он
объяснил, научил, провозгласил, утвердил, раскрыл, рассмотрел
и прояснил это. И он говорит: «Смотрите! С невежеством как условием,
волевые формирователи [возникают]».
Так, монахи,
реальность этого, безошибочность, не-иначесть, особая обусловленность:
это называется зависимым возникновением.
И что такое,
монахи, зависимо возникшие феномены?
* Старение-и-смерть,
монахи, является непостоянным, обусловленным, возникшим зависимо,
подверженным уничтожению, исчезновению, угасанию и прекращению.
*
Рождение является непостоянным…
*
Существование является непостоянным…
*
Цепляние является непостоянным…
*
Жажда является непостоянной…
*
Чувство является непостоянным…
*
Контакт является непостоянным…
*
Шесть сфер чувств являются непостоянными…
*
Имя-и-форма является непостоянной…
*
Сознание является непостоянным…
*
Волевые формирователи являются непостоянными…
*
Невежество является непостоянным, обусловленным, возникшим зависимо,
подверженным уничтожению, исчезновению, угасанию и прекращению.
Всё это, монахи, называется зависимо возникшими феноменами.
Когда,
монахи, ученик Благородных чётко увидел правильной мудростью
в соответствии с действительностью зависимое возникновение и
эти зависимо возникшие феномены, то не может быть такого, чтобы
он убегал в прошлое с такими думами: «Был ли я в прошлом? Не
было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом?
Будучи чем я был таким в прошлом?» Или же убегал бы в будущее
с такими думами: «Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем?
Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду
таким в будущем?» Или же вместо этого чтобы он был бы внутренне
запутан в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я?
Откуда взялось это существо, [которое и есть я]? Куда оно уйдёт?»2
И
почему же [такого не может быть]? Потому что, монахи, ученик
Благородных чётко увидел правильной мудростью в соответствии
с действительностью это зависимое возникновение и эти зависимо
возникшие феномены».
|